Живопись древнего Пскова XV-XVII вв.



 

 

Основа собрания икон была заложена в 1876 году, когда в Пскове на частные по­жертвования открылся музей Псковского археологического общества (ПАО). В 1913 году в музей поступила часть коллекции известного псковского собирателя Ф. М. Плюшкина.

 

 

Самые значительные поступления памятников иконописи приходятся на 1919-й – 1930-е годы, период массового закрытия церквей. Так, в 1919 году в музей поступило почти 100 икон из знаменитой коллекции псковского купца-старообрядца П. Д. Батова, которые находились в моленной Поморского беспоповского согласия. В 1926 – 1928 годах при участии известного исследователя древнерусского искусства А. И. Анисимова, активно работавшего во Всероссийской комиссии по реставрации памятников живописи, многие самые выдающиеся псковские иконы навсегда покинули Псков – они были вывезены на реставрацию в Москву, где и остались. Большую заботу о сохранении икон в музее в 1919–1922 годах проявил его тогдашний директор, Г. М. Казаков, который еще к 1911 году выявил и описал в церквах Пскова и его окрестностей около тысячи икон, а в 1919 году отдал в музей свою коллекцию.

 

 

Во время Великой Отечественной войны большая часть собрания пострадала: многие памятники иконописи, вывезенные захватчиками за рубеж, не были возвращены; вернувшиеся хранят на оборотных сторонах латинские литеры – след оккупационной маркировки; навсегда исчезли важные документы – инвентарные книги, а с ними и история происхождения памятников. Некоторые ценные иконы волей случая при возвращении оказались в музеях Москвы и Новгорода. Часть из них находится там и поныне, часть вернулась, как, например, 170 произведений псковской иконописи из Новгорода, обнару­женные там в 1958 году сотрудником ГЦХРМ им. И. Э. Грабаря Н. Н. Померанцевым.

В 1960-х годах произошло последнее крупное пополнение музейных фондов. В результате нескольких экспедиций по заброшенным и разрушенным храмам Псковской области было обследовано свыше 100 церквей, выявлено и учтено около 500 икон и почти 100 вывезено в музей и тем спасено от уничтожения. Именно в те годы были составлены первые научные картотеки, которые легли в основу современного объёма знаний о псковской школе иконописи и ещё послужат будущим открытиям в фондах Псковского музея.

 

 

Сегодня Псковский музей один из крупнейших музеев в стране, владеющий ценнейшими памятниками XV века и наиболее полной коллекцией псковской иконописи XVI века – всего более 700 икон. Свыше 100 икон XIV – XVII веков постоянно экспонируются.

 

 

Псковская школа живописи уже давно признана самобытным художественным явлением. Начало псковской художественной традиции связано с фресками Спасо-Преображенского собора на реке Мироже (рубеж 1130-х – 1140-х гг.) – памятником византийской столичной монументальной живописи. Пройдет более 150 лет, и во фресках собора Снетогорского монастыря (1313 г.) уже в полную меру проявится своеобразие художественного языка псковской живописной школы.

Псковская станковая живопись прошла сложный путь развития. Ее истоки восходят к XIII в., а в начале XIV в. намечаются те черты, которые составили ее неповторимость и из которых выкристаллизовался классический облик псковской школы иконописи конца XIV—XV столетия. Значительность многих икон XVI в., дошедших до нас в наибольшем количестве, говорит о глубокой преемственности творчества средневековых псковских живописцев, бережно сохранявших свои художественные традиции.

 

 

Главной особенностью псковского иконописания можно считать необычайно драматическое, эмоционально-насыщенное состояние персонажей, аскетически напряженный мир которых был сродни мироощущению псковитян, лишенных благодушия и душевной гармонии. Псковским иконам присуще высокое умозрительное начало, которое сказывается в особой одухотворенности строгих ликов святых, будто бы опаленных неукротимым внутренним огнем веры; оригинальные иконографические изводы, живописный темперамент, проявляющийся в энергичных переливах глубоких и сильных колеров, в смелой лепке форм, в загадочном свечении бликов, в золотом сиянии ассиста.

 

 

Эти черты, делающие псковскую икону столь непохожей на все, что создавалось в других центрах Древней Руси, объясняют её жизнестойкость и авторитет до конца XVI в., когда официальное столичное искусство с его усложненными религиозно-дидактическими задачами нуждалось в незыблемых духовных и эстетических идеалах псковичей, в их полнокровном образном мышлении.



 
 
Погода
GISMETEO: Погода по г.Псков
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Календарь событий





Портал Культура.РФ

Гостевой дом (гостиница) «У Покровки». Винтажный отдых в Пскове










Карта посещений
Visitor Map
Создайте собственную карту посещений!