Западноевропейское искусство XVI - XIX веков



из собрания

Псковского государственного объединённого

историко-архитектурного

и

художественного

музея-заповедника

 

18 марта 2010 года в главном здании Псковского музея (ул. Некрасова, 7) прошла торжественная церемония открытия для публики постоянной экспозиции «Западноевропейское искусство XVI - XIX веков», воссозданной впервые после 1941 года.

Восполняя таким образом (пускай лишь отчасти) ещё одну из огромного списка потерь, принесённых нашему городу нацистским вторжением, коллектив музея вносит свой вклад в предстоящее 9-го мая общенародное празднование 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.

 

 

Представляемое собрание формировалось в продолжение почти полутора столетий. В начале XX века его основой стали произведения из частных коллекций петербургского сановника, члена Государственного Совета Аркадия Николаевича Мицкевича (1831 - 1909) и выдающегося псковского собирателя и мецената, купца Фёдора Михайловича Плюшкина (1837 - 1911).

После революции 1917 года в музей поступали конфискованные предметы искусства из разоряемых дворянских усадеб, из централизованных столичных хранилищ. В результате с 1922-го по 1941 год в Пскове существовала общедоступная экспозиция искусства Западной Европы. По некоторым (неполным и отрывочным) сведениям, она состояла из сотен высококлассных произведений. Однако с началом Великой Отечественной Войны почти весь богатый фонд зарубежной живописи был бесследно утрачен.

 

Паоло Фаринато (1522 – 1606)

«Воскрешение Лазаря»

 

Из произведений, входивших в довоенное собрание и представленных во вновь открытом в 2010 году музейном зале, экстраординарную ценность являет собой большая станковая композиция на евангельский сюжет «Воскрешение Лазаря» работы выдающегося веронского мастера Паоло Фаринато (1522 – 1606). Манера этого современника Тициана Вечеллио (1485/90 - 1576), Паоло Веронезе (1528 - 1588) и Якопо Тинторетто (1518 - 1594) связана с искусством означенных творцов Высокого Ренессанса в Венеции нитями многослойного перекрёстного влияния.

 

Быть может, не меньшее значение в контексте Псковской городской коллекции принадлежит малоформатной (31 х 36 см., медь, масло) работе «Моление о чаше» кисти Бенвенуто Тизи по прозвищу «Гарофало» (1481 – 1559). Этот мастер является создателем значительного количества больших и малых композиций на евангельские сюжеты. В частности, такой тематике прямо посвящены пять из шести его картин, принадлежащих Государственному Эрмитажу.

Применительно к картине из Псковского собрания авторство Гарофало в продолжение последних десятилетий было под вопросом. Однако целый ряд вновь открывшихся обстоятельств позволяет нам сегодня с большой долей уверенности отбросить эти сомнения. Речь идёт в первую очередь о коллекционной надписи XIX века, сделанной на итальянском языке и включающей точную дату создания картины: “Benvenuto Tisi detto «il Garofalo» 1527”. Она гравирована на обороте кованой медной пластины, являющейся основой живописи. Этот оборотная сторона была раскрыта художниками-реставраторами Псковского музея Н. М. Ткачёвой и М. И. Владыкиным (очевидно, впервые после XIX столетия) лишь в процессе подготовки настоящей экспозиции.  

Но ещё убедительнее, на наш взгляд, свидетельствует в пользу авторства Гарофало очевидное структурное и ритмическое сходство псковской композиции с достоверным «Молением о чаше» работы этого художника, принадлежащим Лондонской Национальной галерее.

Совокупность изложенного заставляет вернуться к традиционной атрибуции произведения - тем более что рассматриваемый эскиз (хоть и прикрытый пока «подушкой» потемнелого лака, искажённый рядом мелких утрат) в полной мере обладает неоценимыми качествами итальянского искусства Высокого Возрождения. Это поразительная глубина пространства, достигнутая самыми скупыми изобразительными средствами (каким-то намёком, в несколько прикосновений кисти), это изысканное цветовое богатство и не отпускающая духовная сила.

 

Доменикино (Доменико Цампьери) (1581 – 1641)

«Мифологическая сцена»

 

Исключительно важна также для Псковского собрания и вновь атрибутированная работа великого итальянского академиста начала  XVII века, продолжателя стиля братьев Агостино (1557 - 1602) и Аннибале (1560 - 1609) Карраччи, Доменикино (Доменико Цампьери) (1581 – 1641). Эта «Мифологическая сцена», считавшаяся некогда парной к «Молению о чаше» Гарофало, также написана на медной основе, но совершенно иной по толщине, характеру ковки и качеству.

До сих пор картина была упоминаема в каталогах как «Проповедь Иоанна Крестителя» работы неизвестного французского  последователя Николя Пуссена (1594 - 1665) 2-й половины XVII столетия. Однако обращало на себя внимание несоответствие такого названия антикизирующему характеру изображённого, а также и тому, что центральная фигура композиции лишена каких-либо атрибутов крещения и христианской веры.

По-видимому, правильная атрибуция картины с течением десятилетий и после событий Второй Мировой войны просто забылась. И хотя на обороте деревянной дощечки, включённой в старинную окантовку и прикрывавшей тыл медной основы живописи, сохранилась полустёртая, нанесённая железо-галловыми чернилами надпись по-русски: «Доминик…», она уже стала непонятной. Однако после вскрытия старой окантовки – как и в случае с работой Гарофало -  была прочитана выполненная не позднее XIX века гравировка на медном обороте: «Domenico Zampieri 1632».

У нас нет веских оснований усомниться в авторстве этого римско-неаполитанского художника. Вспомним, что даже согласно атрибуции, бытовавшей до сего дня (и основанной только на характере изображаемого картиной), произведение уверенно было отнесено именно к XVII веку. Верно и то, что Болонский академизм Доменикино логически предшествовал более позднему классицизму Пуссена в стилевой эволюции европейского искусства. Прямое влияние стиля Доменикино на Пуссена общепризнано. Нельзя забывать, что оба автора с 1624 по 1630 год единовременно работали в Риме.

В случае если предлагаемая атрибуция бывшей «Проповеди Иоанна Крестителя» как работы Доменикино, найдёт в научном сообществе окончательное подтверждение – это заметно повысит привлекательность Псковского собрания живописи, его статус. И хотя банковский счёт никогда не может впрямую выразить культурную значимость, публике любопытно будет узнать, что не далее как в 8-го декабря 2009 года другое произведение Доменикино - «Святой Иоанн Богослов» - ушло с лондонского аукциона Christie`s за 9 225 250 фунтов стерлингов (около $ 15 600 000).

 

Вторая половина ХХ века ознаменована для Псковского музея даром наместника Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря архимандрита Алипия (Иван Михайлович Воронов 1914 - 1975). По его завещанию, благодаря гражданскому мужеству и организационным усилиям Саввы Васильевича Ямщикова (1938 – 2009) 12 высококлассных западноевропейских картин в 1978 г. поступили в фонды Картинной галереи.

Атрибуция этих произведений, проведённая экспертами Государственного Эрмитажа Юрием Ивановичем Кузнецовым и Ириной Владимировной Линник в сотрудничестве с искусствоведом Ольгой Степановной Савицкой, представлявшей Псковский музей, выявила несколько работ самого высокого мирового уровня.

 

Андреа дель Сарто (Андреа д`Аньоло 1486 - 1531).   

«Мадонна с Младенцем»

 

В первую очередь это «Мадонна с Младенцем», предположительно отнесённая к 1520-м годам и происходящая из мастерской Андреа дель Сарто (Андреа д`Аньоло 1486 - 1531). Этот последователь Леонардо да Винчи (1452 – 1519), венчавший своим творчеством Высокий Ренессанс во Флоренции, приложил кисть, по-видимому, более всего к изображениям ликов Богоматери и младенца Христа. Драпировки же и второстепенные детали, возможно, были выполнены младшим сотрудником Андреа дель Сарто – также выдающимся флорентинским живописцем Джованни Антонио Сольяни (1492 – 1544).

Трудно передать словами открывающуюся с близкого расстояния красоту этой старой доски. Мы убеждаемся, что Псковский музей, столь богатый сокровищами древнерусской иконописи, обладает (благодаря архимандриту Алипию, благодаря Савве Ямщикову!) и духовной драгоценностью иного рода: ренессансная «Мадонна» представляет собой переходную форму искусства – она ещё в полной мере икона, она уже в полной мере картина. Здесь явлены миру Богородица и Младенец Христос, как бы сошедшие с неба (из иконописной обратной перспективы), спустившиеся к людям, в наше трёхмерное пространство и время. Произведение дель Сарто выражает центральное в мировой истории таинство Боговоплощения, Рождества Христова. Оно потрясает гуманистической близостью, имманентностью Бога человеку.

«Мадонна с Младенцем» мастерской Андреа дель Сарто, без сомнения, может и должна стать одним из эстетических символов всего нашего города - тем более что помимо Псковского музея две неоспоримые работы Андреа дель Сарто имеются на территории Российской Федерации только в Государственном Эрмитаже. Так Леонардова «Джоконда» является символом Лувра и одним из ярчайших брендов Парижа, а Венера Боттичелли исполняет эту роль для Галереи Уффици и Флоренции.

 

К первостепенным шедеврам Псковской коллекции относятся, кроме того:

«Святое Семейство со святыми Кларой Ассизской и Карлом Борромеем» (неизвестный художник римской школы, середина XVII века);

 

«Лот с дочерьми» (Иоганн Михаэль Ротмайер 1654 – 1730, Австрия, конец XVII века);


 

«Отцелюбие римлянки» (неизвестный итальянский автор 2-й половины XVII века – возможно, генуэзский);

«Аллегория пяти чувств» (Теодор Ромбоутс 1597 – 1637, Фландрия, начало XVII века).

 

 

Картина «Отдых на пути в Египет», принадлежащая кисти другого фламандского художника - Теодора Буйерманса (1620 - 1678), ученика Антониса Ван Дейка (1599 – 1641) - остаётся единственным произведением этого автора в музейных собраниях России и бывших республик СССР.

Вообще, вся коллекция живописи Голландии и Фландрии конца XVI – начала XVIII веков, имеющаяся в Псковском музее и представленная в новой экспозиции 12-тью произведениями, очень высока по качеству. В числе этих картин обращает на себя внимание «Поклонение пастухов» Рихарда Бракенбурга (1650 – 1702), очевидно созданное с неоспоримым знанием и, соответственно, под воздействием изобразительного языка Рембрандта (1606 – 1669)

 

Исключительно высоким живописным уровнем характеризуется «Портрет Анны Орачевской» работы великого немецкого портретиста 2-й половины XVIII века Антона Графа (1736 - 1813).

 

Также и городской вид «Париж, Елисейские поля» (атрибуция которого стала сегодня возможной) привлекает особый интерес. Он выполнен, по-видимому, в 1880-е гг. в духе импрессионизма живописцем Жоржем Стейном (1818 – 1890). Этот автор второго плана не стал одним из великих создателей необоримо обаятельного стиля, который был им столь чутко воспринят и развит. Однако именно через работы Стейна, тиражируемые на почтовых карточках и в этом виде широко расходившиеся по Европе и миру, импрессионизм (и, кажется, самый воздух Парижа, Женевы, Лондона) становился в конце XIX века ближе и доступнее к узнаванию даже в удалённых уголках света.

 

 

Предлагаемая посетителям экспозиция живописи включает 37 станковых картин. Она дополнена двумя произведениями  позднеготической скульптуры, предметами прикладного искусства Возрождения, Барокко и века Просвещения, гравюрами, старинными книжными изданиями в изысканных кожаных переплётах и некоторыми археологическими находками. В целом Западноевропейский зал даёт посетителям музея в достаточной мере целостное общее представление об эстетическом развитии и стилевой эволюции Западной Европы в века Ренессанса и Нового времени.

 

Постоянная экспозиция «Западноевропейское искусство XVI – XIX веков из собрания Псковского государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» является украшением музея и одной из наиболее притягательных достопримечательностей Пскова в целом. 

 

Ю. СЕЛИВЕРСТОВ

 



 
 
Погода
GISMETEO: Погода по г.Псков
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Календарь событий





Портал Культура.РФ

Гостевой дом (гостиница) «У Покровки». Винтажный отдых в Пскове










Карта посещений
Visitor Map
Создайте собственную карту посещений!