Выставка "Бабушкины сказки"



 
Фрагмент выставки.


Птица-Сирин в народном костюме.

 
Везут пасхальное яйцо.

 
Машенька и медведь. Баба-Яга.

Искусствовед Наталья Салтан выступает здесь в качестве художника. Её резные и чаще всего раскрашенные «маленькие человечки» отнюдь не всегда сделаны из цельного куска дерева. Часто головы  создаваемых персонажей, их руки, закреплены так, что имеют некоторую подвижность. Именно это заставляет отнести творчество автора преимущественно к искусству создания кукол, нежели к традиционно понимаемой скульптуре.


 

Женщина с письмом. Цыганка.

 
Из леса.

Помимо пластики, эти работы несут в себе значительный элемент живописности и драматургии, «работая» как соло, так  и в композиционных сочетаниях, что даже усиливает их выразительность. Каким-то образом здесь проявляется соборное, хоровое начало, свойственное традиционной русской культуре. Сочетания фигурок имеют множество возможных вариантов. Это делает Игру важным элементом творческого метода автора.

  
Купец. Мальчик со свечой.

 
Продавец игрушек. Красные девицы.

 
Гармонисты. Парочка.

Перед нами реальные, земные персонажи: бояре и мужики, «красны девицы», ярмарочные торговцы, «мамки» с малыми детьми, веселящие «честной народ» гармонисты. Здесь мы видим мир людей, наш земной план бытия и сознания. Относительно него «симметричны» образные миры языческой «нечисти» и православной святости.

 
Монах с дровами. Бабушка с ягодами.

 
Лиса и колобок.

 
 Дедушка. Бабка с угощением.

Мир русской (вообще, народной) сказки через архетипы коллективного бессознательного тесно и многопланово связан с тем психологическим и стилистически сложным  (и еще недостаточно изученным) феноменом в искусстве, который принято называть «наивным» творчеством. Искусствоведческой работе именно с этим эстетическим пластом Н. И. Салтан посвятила свои научные интересы. Однако автора ни в коем случае нельзя причислить к художникам наивным – тем, кто (подчас в результате собственных психических особенностей) создает в наши дни «современное первобытное искусство». Она как художник именно искушена – в красоте, гармоничной уравновешенности, в завершенном выстраивании образа.

 
Птица-Сирин.

 
Птицы-Сирины.

 
Явление отроку Николы-чудотворца.

Стилевое влияние символизма, русского и европейского модерна конца XIX -начала XX веков на автора «Бабушкиных сказок» несомненно. В изображениях этих сказочных персонажей (иногда, впрочем, неожиданно и непроизвольно обретающих портретное сходство с реальными людьми) проступают следы вдохновляющего наследия мастеров  Талашкина и Абрамцева. С другой стороны в них прослеживается параллель  с искусством Е. В. Честнякова, который со своеобразной высшей документальностью и проникающей эмоциональной силой поэтизировал развитой и сложный универсум русского крестьянства накануне его уничтожения в 1930-е годы.

  
Золотая рыбка.

 

 Искушение.

 

Но все же, несмотря на указанные влияния и параллели, творчество Н. И. Салтан в большой мере спонтанно, интуитивно. Прорыв в подспудную архетипическую глубину порой удается автору именно через диалог с материалом – на пути следования за внутренним характером дерева. Это работа в точном соответствии с базовым принципом ваятелей: «убери лишнее». Сучки и болезненные разрастания, сколы  и основания бывших (давно опиленных) ветвей – вдруг преображаются то в многоликого хтонического дракона, то в схимника, молитвенника и столпника. Рожденный в живом стволе, среди его соков, он был до поры заключен под листвой и корой, но волей художника выведен на свет, в самостоятельное образное бытие.

  
Никола-чудотворец. Архангел Михаил.

 
Ангелы.

 

 

Просветленным и одолевающим сумрачный лесной хаос «крылом» выставки являются изображения Божьих ангелов и святых. Здесь во взаимной драматургии кукол присутствует тема полета. В экспозицию включено несколько точеных и имеющих круговую роспись  яиц. В их форме (которая сама по себе является одним из самых глубоких символов мировой культуры) отражена тема гармонии, всепланетного лада  и Божественного устроения. Не случайна многократно включенная в роспись яиц панорама Пскова  - «Града Святой Троицы».                           

Ю.Селиверстов, искусствовед


Фото: Михаила Глущенко
 



 
 
Погода
GISMETEO: Погода по г.Псков
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Календарь событий





Портал Культура.РФ

Гостевой дом (гостиница) «У Покровки». Винтажный отдых в Пскове










Карта посещений
Visitor Map
Создайте собственную карту посещений!