Биографическая справка о жизни и творчестве Аршакуни Ольги Константиновны*



(Вступление, публикация и комментарий ст.н.с. Мемориального музея-квартиры Ю.П. Спегальского М.А. Кузьменко)

 

К 25-летию Музея Ю.П. Спегальского

 

 

 

Недавно в фонд Ю.П. Спегальского поступило несколько документов, связанных с поддержкой общего собрания Псковской организации Союза архитекторов РСФСР от 9 февраля 1990 года «Ходатайства Псковского музея-заповедника о присвоении Ольге Константиновне Аршакуни Почетного звания Заслуженный работник культуры РСФСР». К этим документам прилагается «Биографическая справка о жизни и творчестве Аршакуни Ольги Константиновны» за подписью Председателя Псковской организации Союза архитекторов РСФСР П.С. Бутенко и Председателя Комиссии по творческому наследию Ю.П. Спегальского Л.И. Малякова.

Биографическая справка, или характеристика, привлекает своей обстоятельностью, обилием отзывов о Музее Ю.П. Спегальского, создателем которого и была Ольга Константиновна. Этот Музей она создавала более 15 лет и наконец, в декабре 1986 года он был открыт. Музей – творение ее ума, любви, души, это памятник не только Юрию Павловичу, но и его жене, великому соратнику и пропагандисту, не только Юрия Павловича Спегальского, но и Пскова, который он так любил.

Жаль, что современные псковичи так редко посещают этот удивительный музей двух людей, отдавших свои жизни служению Пскову. Этот документ – свидетельство тому, что люди 90-х годов, радовались живому явлению культуры в Пскове, которым и был Музей Ю.П. Спегальского в 80-90 гг. прошлого века.

 

Биографическая справка

о жизни и творчестве Аршакуни Ольги Константиновны

 

Ольга Константиновна Аршакуни родилась 13-го июня 1908 года в городе Ленинграде1 в семье рабочего – мастера кузнечного дела Константина Ивановича Крылова.

 
Оля Крылова в детстве. Публикуется впервые.

 

Она еще училась в школе, когда ее отец и мать скончались одновременно. В 1927 году после окончания школы педагогический совет устроил ее через ячейку «Друг детей» на работу в качестве автобусного кондуктора.

С раннего возраста О.К. Аршакуни интересовалась рисунком и живописью. В 1930-м году она сдала экзамены и поступила в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств СССР.

 

 
Ольга Крылова в студенческие годы. Публикуется впервые.

 

В 1939 году О.К. Аршакуни окончила институт по специальности архитектуры и получила звание: архитектор-художник. С 1940 года О.К. Аршакуни - член творческого Союза архитекторов СССР. В том же году она вышла замуж за скульптора П.А. Аршакуни

 

 
Петрос Аршакуни и Ольга Крылова. Ленинград. 1939 г. Публикуется впервые.

 

и стала работать архитектором-художником в Архитектурно-художественных мастерских ЛЕНИЗО по внутренней отделке зданий, их декоративно-художественному оформлению. В частности, ею был выполнен проект интерьеров и внутренней отделки зала заседания обкома ВКП (б) в Доме правительства (Мордовская республика, город Саранск). В городе Ленинграде она провела большую работу по оформлению выставочных залов: в Музее революции (Зимний дворец) и в Музее Петропавловской крепости.

 

 
Фрагмент экспозиции Государственного музея революции, зал индустриализации.
Публикуется впервые.

 
Барельеф выполнен по эскизу-рисунку О.К. Аршакуни. Публикуется впервые.

 

О.К. Аршакуни – соавтор по созданию памятника С.М. Кирову. (Памятник сооружен в граните и бронзе у главного входа на территории Кировского завода в г. Ленинграде).

В первые дни войны погиб на фронте муж О.К. Аршакуни, а в дни блокады умер ее ребенок.

 

 
О.К. Аршакуни. Ленинград. 1941 г.

 

Жизнь О.К. Аршакуни, как и многих других архитекторов – членов Союза архитекторов СССР в блокаду была сохранена благодаря заботам Правления Союза архитекторов СССР.

Во время Великой Отечественной войны О.К. Аршакуни выполнила основные работы: 1). Специальное задание Правления Союза архитекторов СССР по графическому оформлению материалов, связанных с Ледовой трассой – «Дорогой жизни» (эта работа была проведена на месте в 640ДЭП).2 2). По заданию Государственной инспекции охраны памятников (ГИОП) она подготовила целый ряд архитектурных материалов к предстоящей реставрации, разрушенных частей памятников: Инженерного замка, Усадьбы Демидовых, Гатчинского дворца и др. (Опубликовано в сборнике «Подвиг века», Лениздат, 1969 г.). Позднее из наиболее крупных работ было проведено: 1). Научное исследование по составлению исторической справки с обмерами и зарисовками Красной площади Ленинграда, а также исследование Надвратной церкви и ее ограды в Александро-Невской Лавре. 2). Созданы циклы зарисовок зданий XVIII и начала ХIX вв. и большая серия рисунков знаменитых мемориальных памятников Некрополя Александро-Невской Лавры. 3). Разработана тема по монументальной скульптуре г. Ленинграда. 4). Соавторство в создании проектов мемориальных памятников: В.Н. Давыдову, И.П. Киселевскому, Н.Ф. Сазонову. 5).Творческое участие в создании Музея «Героическая оборона Ленинграда» (1943-1944 гг.), в котором О.К. Аршакуни были оформлены основные залы музея: «Блокады» и «Ледовой трассы».

После окончания Великой Отечественной войны О.К. Аршакуни создает целый ряд серий рисунков, офортов и автолитографий на общую тему: «Памятники архитектуры города Пскова, разрушенные немецкими фашистами» (1944 год).3 Одна из этих серий рисунков опубликована в начале 1946 года в черно-белых открытках. Две другие – приобретены и хранятся в Государственном Русском музее в городе Ленинграде.

 

 
Фото с литографии О.К. Аршакуни "Палаты Турбинских" из серии "Псков освобожденный". 1946 г.

 

В 1946 году4 О.К. Аршакуни выходит замуж за Юрия Павловича Спегальского – исследователя древнерусского зодчества, архитектора-реставратора, организатора и руководителя первой проектно-реставрационной мастерской в городе Пскове. С этого года работа архитектора-художника О.К. Аршакуни проходит в постоянном творческом содружестве с ним.

 

 
Ю.П. Спегальский и О.К. Аршакуни. Псков. 1945 г.

 
Ю.П. Спегальский и О.К. Аршакуни. Псков. 1946 г.

 

Под его руководством ею был выполнен ряд работ по графическому оформлению цветных чертежей: 1). Печные изразцы ХVIII века, найденные Ю.П. Спегальским в Надвратной церкви Стефана (при входе в Мирожский монастырь).

 
Фото с рисунка О.К. Аршакуни из серии "Изразцы Стефановской церкви". Публикуется впервые.

 

Эти изразцы, выполненные О.К. Аршакуни в цвете, находятся в ГАПО. 2). Цветные чертежи О.К. Аршакуни Псковской Бутырской церкви и 2-х часовен: «Ольгинской» и «Красный крест», а также «Древняя кузница XVIII века» (архив Псковской реставрационной мастерской).5 3). Цветное оформление О.К. Аршакуни ряда очень ценных обмеров высотных точек церковных сооружений (барабаны, главы, кресты), проведенных Ю.П. Спегальским верхолазным способом (хранятся в ГАПО).

 

 
Фото с акварели О.К. Аршакуни "Крест с голубем церкви Успения с Пароменья". Публикуется впервые.

 

О.К. Аршакуни принимала участие в художественном оформлении разработанного Ю.П. Спегальским проекта планировки микрорайонов в г. Пскове (охранных зон памятников) и в его проекте планировки архитектурных заповедников (1945-1947 гг.). Работала в соавторстве с Ю.П. Спегальским над конкурсным проектом памятника Герою Советского Союза Харченко (проект получил 1-ю премию и был принят к строительству - «Псковская правда» от 27 сентября 1945 года).6

 

 
Ю.П. Спегальский и О.К. Аршакуни. Псков. 1947 г. Публикуется впервые.

 
О.К. Аршакуни. Ленинград. 1949 г. Публикуется впервые.

 
О.К. Аршакуни в псковском кафтане на фоне печи, построенной Ю.П. Спегальским. Ленинград. 1958 г. Публикуется впервые.

 
Неизвестная женщина, О.К. Аршакуни и Ю.П. Спегальский. Ленинград. 1958 г. Публикуется впервые.


Ю.П. Спегальский, его племянник Миша, О.К. Аршакуни. Псков. 1964 г. Публикуется впервые.

Совместное творчество О.К. Аршакуни с Ю.П. Спегальским было продолжено и в другие годы, что не мешало ей быть не только помощницей, но и проникнуться его замыслами, планами, проектами.

17-го января 1969 года Юрий Павлович Спегальский скончался. После смерти ученого решение поставленных им задач, направленных на общее благо развития советской науки, она приняла от него как главное дело своей жизни.

В 1973 году была создана Комиссия по творческому наследию Ю.П. Спегальского при Президиуме Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). О.К. Аршакуни стала членом Комиссии и ее ответственным секретарем. Более 19 лет она ведет уже углубленную, кропотливую работу по систематизации научных материалов, аннотированию, библиографии, составлению каталогов научно-исследовательских и художественных работ Ю.П. Спегальского. После большой работы в разных государственных архивах (в частности, в ГАПО) ей удалось выявить и взять на учет все научно-исследовательские материалы ученого.

Активная общественная и культурно-просветительная деятельность О.К. Аршакуни распространялась и на пропагандистскую работу культурного наследия Пскова:

 
О.К. Аршакуни в областной библиотеке. Псков. 1975 г.

доклады, лекции, статьи в периодической печати, подготовка проектов экспозиций и проведение выставок во многих городах Советского Союза в разные годы (с 1971 по 1979), посвященных этой теме и нашедшей свое яркое воплощение в работах Ю.П. Спегальского, например, его научно-исследовательские и художественные материалы по восстановлению орнаментального цветового декора изразцовых печей в г. Пскове.

Являясь наследником авторского права покойного ученого, О.К. Аршакуни постоянно занималась серьезной творческой работой научного характера. Благодаря ее неутомимой деятельности, были подготовлены к изданию и вышли в свет уже после кончины Ю.П. Спегальского целый ряд его работ, имеющих большое значение в силу их актуальности в области изучения не только историко-архитектурного наследия города, но и в изучении русского наследия в целом. Созданная Ю.П. Спегальским книга «Псков» (1963 год), была переиздана дважды: «Псков», Лениздат, 1972 г. (2-е издание), «Псков», издательство «Искусство»,1978 г. (3-е издание). Опубликована работа Ю.П. Спегальского, имеющая чрезвычайно важное общерусское значение: «К вопросу о взаимовлиянии деревянного и каменного зодчества в Древней Руси» («Архитектурное наследство», М., 1972 г.).7 «Церковь Василия на Горке в Пскове»(«Советская археология», № 2 АН СССР, 1970 г.),8 фундаментальная монография «Жилище Северо-Западной Руси IX-XIII вв.» (Л-М, АН СССР, 1972 г.). «Дом Печенко» (Лениздат, 1973 г.). «Железные кровли в архитектуре древнего Пскова» (КСИА9, № 135, АН СССР, 1973 г.). «Сокровища древней архитектуры» (в сборнике «Достопримечательности Псковской области. Лениздат, (1973, 1977,1981, 1986 гг.). «По Пскову XVII века» - альбом рисунков – реконструкций памятников Пскова Ю.П. Спегальского, Лениздат 1974 г. (составитель и автор пояснительного текста к рисункам архитектор-художник О.К. Аршакуни). Спегальский Ю.П. «Каменное зодчество Пскова», «Стройиздат», 1976 г. (составитель – О.К. Аршакуни).

Кроме того, О.К. Аршакуни является автором научно-популярной книги «Гражданская архитектура Пскова», созданной по материалам исследований Ю.П. Спегальского. Эта крупная работа Ю.П. Спегальского в ее популярном изложении стала доступной для широкого круга читателей.10

Немалое значение для воспитания молодого поколения имели и статьи О.К. Аршакуни в периодической печати (журналы, газеты), которые по своей тематике освещали вопросы не только русской культуры прошлого, но и культуры современной.

В общественной деятельности О.К. Аршакуни занимает большое место корреспондентская, пропагандистская работа. Многие ее статьи, опубликованные в местных органах печати («Псковская правда» и «Молодой ленинец»), посвящены вопросам актуального значения. Например: «от проекта до объекта» («Псковская правда», 27.2.1973), «Охранные зоны в Пскове» («Псковская правда», 8.7.1973), «Псков и туризм» («Псковская правда», 17.1.72), «Псковская старина и современность» («Псковская правда», 18.10.1972), «Методический центр краеведческой работы» («Псковская правда», 22.4.1978), «В граните и бронзе» - о монументальной пропаганде в Пскове («Псковская правда», 22.4.1975), «Духовное богатство» («Псковская правда», 18.6.1974), «Каменная летопись народов» - значение охраны и изучения памятников для советской архитектуры («Псковская правда», от 8.8.1975) и многие другие. Это далеко не полный перечень тех вопросов, которые О.К. Аршакуни поднимала в своих статьях. Целый ряд тем о прошлой и современной культуре были затронуты ею в периодической печати и московской, и ленинградской. Например, в московском журнале «На стройках России, в котором она работала систематически с 1970 по 1978 гг., и в ленинградском журнале «Строительство и архитектура Ленинграда».

2-го декабря 1986 года состоялось открытие Музея-квартиры Ю.П. Спегальского, чем внесен замечательный вклад в советский фонд культуры.

 
Открытие Мемориального музея-квартиры Ю.П. Спегальского. 2 декабря 1986 г.

Фрагмент экспозиции Музея Ю.П. Спегальского.

Большую помощь оказала О.К. Аршакуни в создании музея и не только своим бережным хранением многих материалов жизни и творчества Ю.П. Спегальского. Она продолжает вести и теперь большую и ответственную работу в музее Ю.П. Спегальского.

 
О.К. Аршакуни в Музее Ю.П. Спегальского.

Общественная и культурно-просветительная деятельность О.К. Аршакуни распространялась и на целый ряд других видов работы, это доклады и лекции, проведенные в аудиториях Псковского пединститута, Музея-заповедника и Народного университета культуры. О.К. Аршакуни была организатором выставок ученого Ю.П. Спегальского во многих городах Советского Союза (1971-1976 гг.). Выставки имели большой успех в деле пропаганды культурных сокровищ Пскова, воссозданные в работах ученого и художника. Особый интерес приобрели в Пскове регулярные выступления О.К. Аршакуни с чтением лекций о художественных произведениях Ю.П. Спегальского.

О.К. Аршакуни всегда оказывала необходимую помощь авторам, работающим с архивом Ю.П. Спегальского: авторам книги «Ученый, зодчий, каменщик».11 Все приложения в этой книге составлены О.К. Аршакуни. Ею выполнено много рецензий на работы авторов: Морозкиной Е.Н., Бологова А.А., Булкина В.А. и Овсянникова О.В., Колотиловой С.И. и др.

Имеется большое количество отзывов о Музее-квартире Ю.П. Спегальского и проведении экскурсий О.К. Аршакуни. Приведем некоторые из них.

  

«Спегальский не просто ученый, не просто архитектор и художник. Он художник в жизни и одержимый в науке, которая для него тоже теснейшим образом переплетена с искусством. В тех ленинградских стенах, где он работал, он остался человеком-легендой. И память о нем хранится, и рассказы о нем, полные тепла человеческого, передаются из уст в уста от тех, кто знал его, тем, кто не знал.

Чудесно, что в Пскове сделали Музей-квартиру! Память о таких людях, как Ю.П. Спегальский, не должна исчезать, ибо на них, на таких держится мир!

Н.Платонова (Лен. институт археологии).

25.2.1987 г.»

 

«Псковское агентство «Интурист» выражает благодарность Музею-заповеднику за создание такого нужного и интересного Музея-квартиры Ю.П.Спегальского. Ольге Константиновне большое спасибо за вдохновенный рассказ о Юрии Павловиче и его творчестве.

Работники «Интурист»

17.12.86».

 

«Экспозиция первого Музея-квартиры архитектора-реставратора – прекрасный подарок всем, кто неравнодушен к судьбе псковских памятников истории и культуры. Глубокое понимание Юрием Павловичем градостроительного значения псковской архитектуры, отраженное в его научной и проектной работе, является одним из источников бережного подхода к решению реконструкции и охране древних кварталов, а также дополнительного развития города.

Группа проектировщиков Ленинграда

приносит глубокую благодарность всем

организаторам музея, Ольге Константиновне

за громадный труд. Желаем процветания музею.

24.12.86                                                                        Подписи 3-х человек».

 

«Труд, Труд, Труд и огромное Вдохновение, и Любовь к жизни, к Пскову, к человеку. Это удивительная гармония, драгоценное сочетание увлечений Ю.П. Спегальского и хранителя памяти о нем О.К. Аршакуни, вдохнувшей в музей душу живую.

А.Ф. Васильева

25.12.86».

 

«Дорогая Ольга Константиновна! Низкий Вам поклон за память о Юрии Павловиче, которого посчастливилось знать еще живым.

Потеряв его, мы и древняя Псковщина лишились своего любящего и болеющего всем сердцем за нее защитника. Вся жизнь и одно-единственное больное сердце было отдано ей – нашей дорогой сердцу Псковщине.

Три подписи.

25.12.86».

 

«Чудесный музей! Шли сюда, знали, что будет интересно, но увиденное превзошло все ожидания. Мы счастливы, что живем в этом же доме.

Жильцы дома № 14».

 

«Память о великих людях необходима всегда: с них нужно брать пример. Спасибо, дорогая Ольга Константиновна, что Вы помогли приоткрыть нам великий духовный творческий мир великого человека.

Заведующие филиалами

(несколько подписей)».12

 

«Большое спасибо Ольге Константиновне и друзьям Пскова за создание этой жемчужины – Музея-квартиры Юрия Павловича Спегальского. Здесь с большой любовью оборудовано место уважения к предкам и источникам русской культуры на Псковщине. Мы можем быть только глубоко благодарны за восстановление ценностей прошлого, которые учат нас построить свою жизнь достойной, беречь наш мир от ужасов войны и страданий народа. Желаем вам еще много интересующихся посетителей, которые, может быть, будут тоже так впечатлены, как и мы. С глубоким уважением

Ульрих Денис

Генеральный консул ТОР в Ленинграде

                                                Бригитте Денис».

30 января 1987 г. 13

 

«Спасибо Вам за очень интересную экскурсию. Мы очень рады, что могли побывать в этом красивом музее.

Молодежная делегация города Куопио

Подписи».

 

«Мы испытали огромное душевное волнение, побывав в этом, столь необычном для Пскова, музее. Считаем, что открытие и создание такого музея – целое явление в культурной жизни нашего города и всего Отечества…

Научные сотрудники Гос. Музея этнографии».

 

«Удивительный человек, удивительная судьба (горько, что она так трагична). Редко, очень редко встречаются люди такой необыкновенной широты интересов и способностей. Какая для этого нужна была жизненная сила и способность радоваться красоте, несмотря ни на что.

Такая красота и доброта русская в его жизни (это по фотографиям).

Спасибо ему и Вам, Ольга Константиновна!

Подпись».

 

«Мы глубоко поражены самоотверженностью и удивительным подвижничеством Ю.П. Спегальского.

Его целеустремленность и упорный труд, часто в одиночку и наперекор обстоятельствам – вот что покоряет не менее, чем разносторонняя яркая талантливость Юрия Павловича. Хотелось бы еще не раз прийти в этот музей, чтобы встретиться с наследием Юрия Павловича и вспомнить о его замечательной жизни.

Группа студентов Ленинградского Госуниверситета».

 

«Волнение так сильно, что не удастся выразить ощущение удивительного праздника и одновременно грусти, созданной рассказом Ольги Константиновны.

Праздник потому, что неожиданно ожил образ Юрия Павловича Спегальского. Как прекрасен мир этого человека! Это творец, художник, мастер и очень тонкий человек!

Как удивительно все в этом неповторимом доме!

Неоценима заслуга Ольги Константиновны в воссоздании Музея-квартиры. Встреча с ней – это тоже праздник! Спасибо, дорогая Ольга Константиновна!

С уважением

Сотрудники Отдела рукописей

Государственной библиотеки им. В.И.Ленина

Подпись».

 

Приведем выдержки из некоторых рецензий ученых на книги. В 1987 году вышли две книги О.К. Аршакуни: «Народное зодчество Пскова. Архитектурное наследие Ю.П. Спегальского», Москва, Стройиздат и «Предчувствие. Воспоминания о Юрии Павловиче Спегальском». Лениздат.

 
Книги О.К. Аршакуни, посвященные жизни и деятельности Ю.П. Спегальского.

Обе книги получили широкую признательность ученых, специалистов.

«Поздравляю Вас с блестящей работой: Вы не только донесли и ясно сформулировали мудрые мысли и стройное философское кредо крупного ученого-реставратора, но и воссоздали яркий живой образ этого необычайно талантливого, чистого и честного человека, каким был архитектор Спегальский.

Я знал о работах Юрия Павловича, встречался с ним на разного рода совещаниях и конференциях, слушал его выступления – но только из Вашей книги по-настоящему понял, какой это был удивительно цельный, волевой и самоотверженный человек и как много он успел сделать за свою короткую и очень нелегкую жизнь.

Большое спасибо Вам, Ольга Константиновна!

Книга Ваша – достойный памятник Юрию Павловичу Спегальскому. Ведь хорошие книги живут вечно! Написана она очень живо, умно, прекрасным литературным языком. А как полезны Ваши «Воспоминания». Ваши и Юрия Павловича мысли сейчас, в наше время, когда дело реставрации в стране явно пошло в ширь, а не в глубь, и когда очень много растеряно из того, что было достигнуто и выстрадано поколением Спегальского (Москва, В.И. Балдин – кандидат архитектуры, директор Государственного Музея архитектуры имени Щусева».

«Ваши воспоминания о Юрии Павловиче прочитал сразу же, начал читать книгу и не мог оторваться, так в ней много истинно глубокого чувства, доброты и любви. Написано от души, местами пронзительно, захватывающе и вместе с тем очень просто, ясно, чисто. Без литературного дара это было бы просто невозможно!

Очень, очень понравилась Ваша книга.

Юрий Павлович теперь останется живым не только благодаря своим работам, но и благодаря Вам, Вашей книге, в которой останется навсегда его образ деятельного, доброго, талантливого, своеобразного человека! Я твердо уверен, что благодаря Вам по-другому будут восприниматься и труды Юрия Павловича… Уверен, что воспоминания – дополняют образ не только человека и ученого, но и принесут живое человеческое чувство и в восприятие его научных трудов, таких подчеркнуто деловых и строгих.

Книга, несомненно, удалась, и мне очень приятно Вас поздравить с успешным завершением еще одного труда, посвященного памяти Юрия Павловича…

Кандидат искусствоведения А.А.Булкин».

« …Я с большим волнением прочел Вашу книгу «Предчувствие». Эта книга – искренний рассказ о двух неразрывно связанных судьбах. Благодаря форме воспоминаний автору удалось и передать свои ощущения, и показать внутреннее богатство и прекрасную душу Юрия Павловича. Полнее вырисовываются его человеческие качества и творческая талантливость, его увлеченность и глубокая любовь к Родине, и людям родного псковского края. Его постоянная забота о том, чтобы сделать жизнь на Псковской земле лучше и красивее. Яснее видна его постоянная работа над собой, органическое единство творческих замыслов, всегда вытекающих из реальных нужд города и людей Пскова, стремление к тому, чтобы все задуманное было практически воплощено, сделано своими руками в каменной кладке, в дереве, керамике.

Такое сочетание умственного и физического труда – воплощение мечты будущего – должно бы служить примером для подражания нашей молодежи, особенно архитектурной. И сколько было еще задумано им, осталось в набросках, эскизах, осталось невыполненным… Приходится удивляться, как много О.К. Аршакуни удалось восстановить и продолжить из его наследства. С п а с и б о!

Ученый кандидат архитектуры

С.Л.Агафонов».

«Сердечное спасибо и низкий поклон за чудесную книгу»-, пишет из Ленинграда доктор биологических наук, профессор Н.И.Яковлев. «Книгу прочитал, не отрываясь. Книга и документальная, и художественная, и лирическая. Вы сумели показать не только дела, но и чистую душу незабвенного Юрия Павловича. Словно я снова повидался с ним. И радостно читать, но и горько. Сколько еще мог бы сделать Юрий Павлович, если бы не препоны, которые ставили ему на всем его пути…».

 times

Награды и Похвальные грамоты О.К.Аршакуни

 

1). Награждена почетной грамотой «За активную, самоотверженную работу по устройству выставки «Героическая оборона Ленинграда» и медалями: «За оборону Ленинграда» и За доблестный труд «Ветерану - труженику тыла в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)».

2). Работа О.К. Аршакуни по охране и пропаганде памятников истории и культуры была отмечена дважды почетными грамотами Союза архитекторов СССР (1977 г.) и Псковским облисполкомом (1979 г.).

3). Награждена Союзом архитекторов СССР грамотой «За многолетнюю творческую деятельность и активное участие в работе Союза архитекторов СССР и в связи с 60-летием Великой Октябрьской социалистической революции».

         4). В 1982 году – почетной грамотой за многолетнюю творческую деятельность и активное участие в работе Союза архитекторов в связи с 50-летием Союза архитекторов.

5). О.К. Аршакуни была награждена грамотами в день 40-летия Победы в Великой Отечественной войне, правление ПОСА14 РСФСР поздравило ее с праздником, высказывая уважение и признательность за ее личный вклад в дело защиты Родины и Победы над фашизмом.

6). 26 апреля 1985 года О.К. Аршакуни награждена грамотой за активную работу в Союзе архитекторов РСФСР.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПСКОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ РСФСР П.С. Бутенко

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ

ПО ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ

Ю.П.СПЕГАЛЬСКОГО Л.И. Маляков


 

 
Торжественное собрание псковичей, посвященное переименованию улицы Михайловской в улицу Ю.П. Спегальского. 1982 г.

 

 
Открытие барельефа Ю.П. Спегальского на доме, в котором он жил (Октябрьский пр-т, 14). В ЭТОМ ДОМЕ РАСПОЛОЖЕН МУЗЕЙ Ю.П. СПЕГАЛЬСКОГО. Псков. 1990 г.

 

Примечания:

 

         * ПГОИАХМЗ - №35449(28)

 

1.       О.К. Крылова родилась в Петербурге.

2.       ОДЭП – Отдельный дорожно-эксплуатационный полк.

3.       Точнее, 1944-1946 гг.

4.       Брак О.К. Аршакуни и Ю.П. Спегальского зарегистрирован был только в 1948 году.

5.       Сейчас эти материалы хранятся в фондах Мемориального музея-квартиры Ю.П. Спегальского.

6.       К сожалению, проект не был осуществлен.

7.       Эта работа была включена в сборник «Ю.П. Спегальский. Избранные статьи. К 100-летию со дня рождения». Псков, 2009.

8.       Это касается и статьи «Церковь Василия на Горке в Пскове».

9.       КСИА – Краткие сообщения Института археологии АН СССР. Смотри также вышеуказанный Псковский сборник.

10.   См. Ольга Константиновна Аршакуни. «Гражданская архитектура Пскова. (по материалам исследований Ю.П. Спегальского)». Лениздат. 1975.

11.   Имеется ввиду книга В.А. Булкина, О.В. Овсянникова «Ученый, зодчий, каменщик». Лениздат, 1983.

12.   Видимо, заведующие филиалами Псковского музея-заповедника.

13.   К сожалению, не удалось найти в справочных материалах фамилию консула, видимо, из-за неразборчивости почерка она неправильно прочитана.

14.   ПОСА – Псковская организация Союза архитекторов РСФСР.

 

 

 

 

 



 
 
Погода
GISMETEO: Погода по г.Псков
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Календарь событий



Портал Культура.РФ

Гостевой дом (гостиница) «У Покровки». Винтажный отдых в Пскове










Карта посещений
Visitor Map
Создайте собственную карту посещений!