От Англии до Пскова


 

В мае 2012 года начался новый проект «Археология, власть, общество: сотрудничество для сохранения археологического наследия» по программе приграничного сотрудничества «Эстония – Латвия – Россия» в рамках Европейского инструмента соседства и партнёрства 2007–2013 годов. 

 Проект объединяет 9 партнёрских организаций из Эстонии, Латвии и России под руководством Тартуского университета. Основным направлением деятельности по проекту является сохранение и популяризация общего археологического наследия приграничных территорий как Псковской земли, так и Латвии и Эстонии. В данной статье сотрудник одной из партнёрских организаций проекта, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Анатолий Алексеевич Александров рассказывает о самых ранних страницах истории становления русской государственности.


 Все знают, что в 862 году откуда-то «из-за моря» князь Рюрик с братьями Трувором и Синеусом приехал на кораблях по Балтике княжить на Русь. Рюрик сел в Ладоге, а затем на Рюриковом городище под Новгородом, Синеус – где-то на Белоозере, а Трувор – в Изборске под Псковом. Кто не знает, может прочитать название торговой марки швейной фабрики «Трувор» – это в честь него. Так вот, с чего это всё началось.

 Первая Новгородская летопись под 859 годом сообщает: «В лето… Во времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словене свою волость имели, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своим родом владяще; а Чюдь своим родом; и дань даяху Варягом от мужа по белеи веверици, а иже бяху у них, то ти насилье деяху Словеном, Кривичем и Мерям и Чюди. И въсташа Словене и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы, и изгнаша я за море; и начаша владети сами собе и городы ставити. И въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды. И реша к себе: «князя поищемъ, иже бы владел нами и рядил ны по праву». Идоша за море к Варягом и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к нам княжить и владеть нами». Изъбрашася три брата с роды своими, и пояша со собою дружину многу и предивну, и приидоша к Новугороду. И седе стареишии Новегороде, бе имя ему Рюрик; а другыи седее на Белеозере, Синеус; а третеи в Изборьске, имя ему Трувор. И от тех Варяг, находник тех, прозвашася Русь, и от тех словет Русская земля; и суть новгородстии людие до днешняго дни от рода варяжьска.

 По двою же лету умре Синеус и брат его Трувор, и прия власть един Рюрик, обою брату власть, и нача владети един. И роди сынъ, и нарече имя ему Игорь. И възрастъшю же ему, Игорю, и бысть храбор и мудр. И бысть у него воевода, именем Олег, муж мудр и храбор». 

 Летописное «град на град» – то же, что «род на род» в других летописях; следовательно, град равен роду на середину IX в.; то же можно спроецировать и на более раннее время – на ранний железный век. Известно, что большая семья, возможный эквивалент рода, до XIX в. была до 120 человек. Это, примерно, как в не столь отдалённые времена в Пскове Запсковье вставало на Завеличье…

 А вот «многа и предивна дружина» – «предивна» тут может быть в том смысле, что именно таких варягов здесь ещё не видели: они пришли из зоны юрисдикции франков и имели соответствующее вооружение: например, франкские шлемы с гребешками, франкскую мечевую амуницию. Могла быть и необычная одежда – короткие франкские плащи. Известно также, что некоторые викинги, происходившие от смешанных браков скандинавов с шотландками, носили шотландские юбочки-килты. Конечно, воины в такой одежде и с таким снаряжением могли вызвать фурор среди местных славян. Рты пораскрывали. До летописца предание дошло. 


 По поводу княжеской субординации летопись сообщает, что Игорь – «храбр и мудр», тогда как Олег «мудр и храбр». Что, по дальнейшему контексту летописи, соответствует истине.

 Теперь несколько слов о самом процессе призвания князей. 

 В известном летописном сюжете о призвании трёх братьев в 862 году коалицией племенных союзов северного региона Восточной Европы: «… реша Руси Чюдь и Словени и Кривичи…» уже содержится трёхчленная структура, присутствующая в дальнейшем летописном изложении, которую вкратце можно представить следующим образом:

 

Кривичи   Словене    Чудь 
Изборск   Новгород   Белоозеро
Трувор    Рюрик       Синеус 
 
  
 При этом, под ранним Новгородом в IX в., естественно, понимались Ладога либо Рюриково городище. Таким образом, распределение городов и князей идёт по племенному принципу в рамках всё той же северной конфедерации племён. Древнейшая летопись – «Повесть временных лет» так и сообщает: «В лето 6367 (859 г.). Имаху дань варязи из заморья на чюди и на словенех, на мери и на всех кривичех… В лето 6368. В лето 6369». Обычный перевод: «…взимали дань…»; с какого именно времени – непонятно. Историки карамзинской поры считали, что, может, с VI века уже платили. В словаре И.И. Срезневского ИМАТИ – «брать». Варяги были жадные и брали много. Славяне же были скупые и платить за просто так ничего не хотели. Тут уж – кто кого…

 Можно понять и так, что дань эту варяги стали брать в 859 году, и продержалась она только три года – 859-й, 860-й и 861-й. Учитывая гигантскую территорию «всех кривичей» (древненовгородский или северокривичский диалект) и немалые объединённые силы перечисленных племён, такая дань в Восточной Европе и не могла продержаться долго – не в коня корм. Итак, что сообщает летопись под 862 годом: «Изгнаша варяги за море и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и вста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву». И идоша за море к варягом, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свие, друзии же урмане, англяне, друзии гте, тако и си. Реша руси чудь, словени, и кривичи, и весь: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидите княжить и володети нами». И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша…».


 Когда я перечитываю этот текст и его общепринятый перевод, меня не покидает странное ощущение недоговорённости. В самом деле, слова «а наряда в ней нет» переводятся «а порядка в ней нет» – во всей великой и обильной земле, то есть. В этом смысле перевод недалеко ушёл от того, как это понимал в 1868 году известный поэт А.К. Толстой:

А эту правду, детки,

За тысячу уж лет

Смекнули наши предки:

Порядку де, вишь, нет.

И стали все под стягом,

И молвят: «Как нам быть?

Давай пойдём к варягам:

Пускай придут княжить».


 Действительно, ключевое слово «наряд» перевод трактует как «порядок». Но «порядок» в общепринятом смысле у славян как раз был. И об этом племенном порядке сообщает сама же летопись: «Имяху бо обычаи свои и закон отец своих и преданья, каждо свой нрав» – «все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждое – свой нрав». А нравы были суровые. За всем этим им как раз к варягам ходить было совершенно незачем. Племенной порядок был, и он, несомненно, соблюдался. Что касается междоусобиц, то они периодически бывали в славянских землях и раньше. Ничего необычного тут нет. Подрались и разошлись. Летопись прямо говорит, что шли к варягам не за «порядком», а за другим – за князем. И действительно, в словаре В.И. Даля находим: «Наряд – нар. На ряде, в голове, в начальниках». Тогда обращение послов надо понимать чуть-чуть иначе: «Земля наша велика и обильна, а в начальниках в ней никого нет». Учитывая, что новгородского князя Гостомысла, который всем этим управлял, уже не было в живых, фраза получается вполне адекватной сложившейся ситуации. Действительно, один из списков летописи излагает суть дела чуть иначе: не «наряда», а «рядника в ней нет», распорядителя, то есть. 

 Далее. Что есть «правда», с точки зрения летописца, в конце XI – начале XII вв.? Применительно к ситуации только одно – «Русская Правда», фиксированный писаный закон, имеющий полную юридическую силу на всей территории Руси. В самом деле, если мы посмотрим значение слова «ПРАВЪДА» в словаре И.И. Срезневского, то найдём 20 значений этого слова. Однако, связанное с этим другое ключевое слово «ПРАВО», даёт: 1. Свобода действия, власть; и 2. Законы, право. «Свобода действий» – это как раз то, от чего хотели избавиться. Так что, по тексту летописи, более всего подходит второе значение. Теперь посмотрим, есть ли что-то, связанное с «ПРАВОМ» по смыслу в одном из 20-ти значений слова «ПРАВЪДА». Да, есть: «свод правил, законы», причём законы кодифицированные, зафиксированные в письменном виде. 

 Итак, с точки зрения коалиции племён, требовался князь, который бы «…володел нами и судил по праву». Слово «володеть» имеет два значения: 1. «владеть, иметь в своей власти, в подчинении»; и 2. «управляться» (Срезневский, 1989. I. Стб. 291). Правда, второе значение стоит у Срезневского под знаком вопроса. Однако, по летописной ситуации, подходит именно оно – князь должен не обладать, а управлять и судить в соответствии с законом. Князь же всегда имел дружину. Так что складывается приблизительно такая схема:

 

Князь
|
– Дружина –
|
– «Вся Русь» –
|

Рюрик

 

 

«Правда»
|
«Закон Русский» (кодифицирован)


 А из всего изложенного выше явствует, что посылали не только за князем, но и за теми компонентами государственной власти, которых на месте не было. Следовательно, всё остальное было и без варягов.

Продолжение следует.



 
 
Погода
GISMETEO: Погода по г.Псков
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Календарь событий





Портал Культура.РФ

Гостевой дом (гостиница) «У Покровки». Винтажный отдых в Пскове










Карта посещений
Visitor Map
Создайте собственную карту посещений!