Крылатые волки



 В мае 2012 года начался новый проект «Археология, власть, общество: сотрудничество для сохранения археологического наследия» по программе приграничного сотрудничества «Эстония – Латвия – Россия» в рамках Европейского инструмента соседства и партнёрства 2007–2013 гг. 

 Проект объединяет 9 партнёрских организаций из Эстонии, Латвии и России под руководством Тартуского университета. Основным направлением деятельности по проекту является сохранение и популяризация общего археологического наследия приграничных территорий как Псковской земли, так и Латвии и Эстонии. В данной статье сотрудник одной из партнёрских организаций проекта, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Анатолий Алексеевич Александров рассказывает об одном из предметов древнерусского искусства.

 В 1993 году на археологическом раскопе на Завеличье близ дома Батова была найдена очень интересная роговая накладка с изображением двух крылатых волков, упёршихся друг в друга мордами, концами двух крыльев и кисточками хвостов. Передние лапы не показаны – их закрывают крылья. Накладка сохранилась не полностью: обе боковые стороны и нижняя сторона с нижними лапами волков утрачена. Прямо по орнаменту и изображениям имеется шесть сквозных отверстий, с помощью которых накладка крепилась к какой-то основе. По-видимому, эти отверстия были просверлены тогда, когда накладка находилась во вторичном использовании – со старого, первоначального места её отодрали, а на новое место прикрепляли таким вот варварским способом. Судя по изгибу верхней сохранившейся части, накладка была овальной формы.


 По верхнему краю накладки идёт зигзагообразный орнамент «волчий зуб». Тип этого орнамента позволяет отнести накладку к самому началу XI века.

 Подобная композиция, когда два волка вплотную столкнулись мордами, имеется на орнаменте каменного креста в Англии, в графстве Йоркшир, в Коллингхеме. Но крыльев у этих волков нет. Переплетённые тела волков и характерный орнамент позволил специалистам отнести орнаментику этого каменного креста к аристократическому скандинавскому стилю еллинг, широко распространённому тогда в Дании и Англии. Датируется этот стиль 870–1000 годами нашей эры. В самом начале XI века мастер-автор этой накладки явно имел представление о еллингском орнаментальном стиле, что и понятно – эти вещи ещё были в употреблении, хотя уже и не изготовлялись.

 Мифологические небесные волки известны в скандинавской мифологии. В XIII веке в Исландии жил человек, которого звали Снорри Стурлусон. Он составил нечто вроде мифологического справочника по скандинавской мифологии, который носит название «Младшая Эдда». Здесь есть описание конца мира, когда один небесный волк догонит и поглотит деву-солнце, а другой волк догонит, похитит и проглотит месяц, и звёзды скроются с неба. Первого волка зовут Обман, а второго – Ненавистник, или Лунный Пёс. При этом второй волк, который вечно гонится за месяцем, бежит впереди солнца. Если это изображать композиционно, то после поглощения светил волки должны быть изображены друг за другом, головами в одну сторону, и этих волков два. Однако на Руси и, очевидно, в Скандинавии тоже существовало и иное композиционное решение, что и отразилось на английском кресте, исполненном в скандинавском орнаментальном стиле еллинг.

 По-видимому, волки или драконы имеются на кожаной орнаментированной маске из Новгорода, где они изображены по двум сторонам луны и вписанного в нее солнца. Похоже, звери хотят поглотить солнце и луну. Это имеет хорошую мифологическую аналогию в сказаниях, собранных А.Н. Афанасьевым, где есть волк – пожиратель небесных светил. Там же – предание о волкодлаках, съедающих луну или солнце, и предание о крылатом волке. Там же рассказывается о волках, терзающих своими зубами оба светила.

 Наконец, в иранской мифологии также есть мифологические крылатые волки – симарлы, или сенмурвы… Но Иран от нас очень уж далеко.

 Таким образом, исходя из скандинавской мифологии, с высокой степенью вероятности можно предположить, что два волка, уткнувшиеся мордами друг в друга, – это те самые волки, которые съели солнце и луну во время мифологического конца мира, который у древних жителей Северной Европы назывался рёгнарек – конец мира. Вот они съели оба светила и уткнулись мордами друг в друга. Событие совершилось. У самих скандинавов в мифах крылатых волков я не нашёл, на английском камне они также бескрылые. Хотя изображения крылатых волков на других предметах из Англии есть. А вот в славянских мифах летают и крылатые волки. 

 Итак, где-то в самом начале XI века мастер, имевший представление об орнаментальной мифологической композиции с волками в стиле еллинг, создал накладку, на которой снабдил волков крыльями, взяв их из славянской мифологии, и по периметру украсил эту накладку современным ему орнаментом «волчий зуб». Получилось замечательное произведение раннего древнерусского искусства, которое ныне выставлено в исторической экспозиции Псковского музея-заповедника.



 
 
Погода
GISMETEO: Погода по г.Псков
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Календарь событий



Портал Культура.РФ

Гостевой дом (гостиница) «У Покровки». Винтажный отдых в Пскове










Карта посещений
Visitor Map
Создайте собственную карту посещений!