Новости



Сохранить для потомков

В профессии реставратора соединяются ипостаси ученого, лекаря и художника

Далеко не каждый посетитель музея задумывается над тем, кто построил ту или иную экспозицию, расположив экспонаты в определённом порядке - так, чтобы они не только вписались в архитектуру здания, но и, подобно инструментам оркестра, «зазвучали» все вместе, создавая атмосферу своей эпохи; кто и когда, собственно говоря, добыл эти самые экспонаты; кто сохранил их для потомков и чьими, наконец, усилиями эти богатства материальной и духовной культуры сквозь годы дошли до современных зрителей в своём первоначальном облике.

 

 

Много лет работая в музее, хочу сказать от лица художественного и исторического отделов, занимающихся экспозиционной и выставочной работой, слова искренней благодарности нашим друзьям - музейным реставраторам. Их работа крайне важна. Она требует высокой профессиональной квалификации, широкого кругозора и железной выдержки, ибо связана с длительными наблюдениями за «поведением» экспоната в процессе реставрации (особенно икон). Всем известно также, что эта работа чрезвычайно вредна для здоровья, поскольку неизбежен контакт с токсичными веществами, не говоря уже о нагрузке на глаза и позвоночник, погружённого в свою напряженную работу в течение многих часов реставратора.

 

 

Каждый из сотрудников этого важнейшего музейного «подразделения», существующего с 1970-х гг. прошлого века, когда директором музея была А.Ф. Васильева, уникален и талантлив по-своему. Руководитель мастерской, Наталья Михайловна Ткачева, имеет огромный опыт практической работы и универсальна по своим возможностям. На её счету – введённые теперь в экспозицию многие сложнейшие памятники разных эпох (в том числе «Рождество Христово» XV в. из Опочки и другие иконы; «Чаша Нифонта»; древнейшие археологические находки). Кроме того, она аттестованный эксперт культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации. Совместно с Михаилом Ивановичем Владыкиным, тонким мастером реставрационного искусства, недавно, в частности, были отреставрированы уникальная икона «Сретение Богородицы» XVIII в. из Часовни Владычного креста и памятник поистине мирового уровня - изумительная по красоте живописи икона XVI века «Иоаким и Анна».

 

 

Особое место в реставрационной мастерской музея занимают работающие с огромным фондом документов, станковой и книжной графики Галина Алексеевна Милованова, Вера Сулеймановна Григораш и Юлия Юрьевна Колосовская, регулярно совершенствующие накопленный практический опыт на специальных стажировках в реставрационных центрах Москвы и Санкт-Петербурга. Через их руки прошли многие сотни листов графики и книжных страниц. Помимо всего они занимаются реставрацией старинных книжных переплётов из Древлехранилища Псковского музея-заповедника – работой чрезвычайно трудоёмкой. Имея дело с хрупким, уязвимым материалом – бумагой, они успешно решают сложные в своей области задачи. Вера Сулеймановна Григораш – обладатель добрых и уверенных рук, ей свойственны редкостное трудолюбие и особенное душевное тепло, которое она вкладывает в работу. Львиную долю времени, вместе с Галиной Алексеевной Миловановой, она отдаёт укреплению и консервированию памятников древней письменности. Г.А. Милованова, кроме того, известна своим искусством тончайшего, почти ювелирного тонирования утраченных фрагментов, что необходимо для сохранений визуальной целостности произведения. Среди сложнейших, произведённых ею реставрационных работ – древнее Евангелие 1532 г., огромный акварельный эскиз Е. Климова к мозаичной «Троице», установленной у входа в псковский Кремль, а также редкая работа Ю. Пименова «Взятие английского блокгауза» (1927 г.). Работа выполнена в смешанной технике на рыхлой бумажной основе, поступившая от сына художника в поистине удручающем безнадёжном состоянии, она была собрана буквальна из мельчайших кусочков, обогатив наше представление о деятельности «Общества станковистов» - интереснейшей московской группировки 1920-х годов.

 

 

В реставрационной мастерской Псковского музея-заповедника также успешно трудится реставратор по металлу, ранее получившая опыт практической работы в двух федеральных музеях – Наталья Николаевна Серова. Её стараниями, в частности, отреставрирован бронзовый хорос (церковный светильник) XV-XVI вв. В процессе завершения – работа над нумизматической коллекцией клада, найденного археологами сезона 2016 года.

В профессии реставратора соединяются ипостаси ученого, лекаря и художника. Продлевая экспонату жизнь, доводя его облик до экспозиционного состояния, реставраторы вводят его в культурный оборот и делают достоянием общественности. Как правило, плановую долгосрочную работу приходится совмещать со срочной, текущей, аварийной, требующей немедленного вмешательства. Должна сказать, что за 40 лет моего пребывания в музее реставраторы ни разу не подвели, не сорвали ни одну выставку, чего бы им это не стоило. За это им великое спасибо.

 

Н.И. Салтан, старший научный сотрудник художественного отдела, хранитель экспозиции Картинная галерея Псковского музея-заповедника



 
 
Погода
GISMETEO: Погода по г.Псков
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Календарь событий





Портал Культура.РФ

Гостевой дом (гостиница) «У Покровки». Винтажный отдых в Пскове










Карта посещений
Visitor Map
Создайте собственную карту посещений!