Заложник будущего




1
 12 сентября 2013 года в центральном выставочном зале Псковского музея состоялось открытие выставки произведений выдающегося отечественного художника-авангардиста 2-й половины ХХ века, педагога и теоретика искусства Элия Михайловича Белютина (1925 – 2012).

 Богатая, разновременная и многообразная по сюжетам и техникам коллекция его работ передала в дар Псковскому музею-заповеднику в 2012–2013-м годах писательница, историк, искусствовед и коллекционер, профессор МГУ, супруга художника Нина Михайловна Молева. В состав коллекции входят 14 живописных полотен, 17 цветных эстампов и авторских принтов, свыше 40 акварельных и карандашных набросков, а также значительное количество высококлассных книжных публикаций творческого наследия Э.М. Белютина, выпущенных малым коллекционным тиражом. 

 Э.М. Белютин – одна из наиболее ярких и знаковых фигур того противоречивого и огромного по своему значению периода в истории нашей страны, который принято именовать истёршимся и не выражающим истинного содержания словом «Оттепель». Благодаря личной яростной критике со стороны Н.С. Хрущёва, посетившего ставшую легендарной коллективную выставку в московском Манеже, Э.М. Белютин сразу приобрёл в 1962 году громкую мировую известность. Однако реальный вклад Э.М. Белютина в русское искусство велик и своеобразен. Его не властна преувеличить, либо затенить сиюминутная политическая аранжировка имени. 

 Хронологически наиболее плодотворная работа мастера пришлась, в основном, на середину и 2-ю половину ХХ столетия. Однако по внутреннему смыслу своего творчества и стиля Элий Белютин является, быть может, наиболее поздним представителем (продолжателем) того великого Русского Авангарда начала ХХ века, которым был сменён и отрицаем Серебряный Век русской культуры, но который, однако же, именно этим Серебряным Веком был в полной мере выстрадан и порождён. Русский же Авангард – и Э. М. Белютин в этом не исключение – весь проникнут всепобеждающим пафосом не только преодоления прожитого прошлого, но строительства Будущего: пафосом Русской Революции как всемирно-исторического проекта. 

 Художественная смелость Э.М. Белютина беспредельна. Его балансирование на грани не только беспредметности, но и без-образия (отсутствия образа) выражает экзистенциальное стремление заглянуть ещё при жизни, отсюда, за границу всего мыслимого и допустимого (пушкинское «упоение… бездны мрачной на краю»). Глубина анализа формы, достигнутая в лучших произведениях Э. М. Белютина, имеет мало примеров в истории искусства. И важно помнить, что основой, делавшей труд Э.М. Белютина возможным, было классическое европейское искусство, наследственным обладателем одной из лучших в России частных коллекций которого он являлся, среди потрясающих произведений которого - Рубенс, Тициан, Ван Дейк et cetera, et cetera – день за днём, год за годом, проходила бытовая повседневность этого художника. 

 Творчество Э.М. Белютина представлено на выставке в его развитии. Мы имеем возможность предметно проследить, как именно менялся стиль мастера - от годов ученичества к прозрениям последней зрелости мыслителя и человека. 

 Сегодня, благодаря Н.М. Молевой, собрание произведений Э.М. Белютина, которым располагает Псковский музей, уже стало одним из наиболее полных и представительных в России и мире.

 Расположение выставки: центральное здание, выставочный зал (Некрасова, 7).


 
 
Погода
GISMETEO: Погода по г.Псков
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Календарь событий





Портал Культура.РФ

Гостевой дом (гостиница) «У Покровки». Винтажный отдых в Пскове










Карта посещений
Visitor Map
Создайте собственную карту посещений!