Опыт проведения интерактивных образовательных программ с элементами исторической реконструкции на площадках Псковского кремля



Как важная часть образовательного пространства, музей является важным партнёром образовательных учреждений в решении воспитательных и образовательных задач. Будучи лишь одним из источников информации в мощном растущем информационном потоке, музей должен искать новые, адекватные современным условиям, формы общения посетителей с историей и культурой. Более того, в условиях развития рынка туристических и образовательных услуг современные музеи сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны частных организаций и альтернативных источников информации. Экономические условия также вынуждают музеи изыскивать новые формы и средства работы с посетителями, не только исходя из своей непосредственной миссии, но из экономической целесообразности.[1]

Такими формами работы могут являться:

  1. Использование исторической реконструкции в экспозиционно-выставочной работе.
  2. Музейные культурно-образовательные интерактивные и театрализованные программы.

В 2010 году в выставочном зале Приказной палаты открылась выставка исторической реконструкции оружия и доспехов «Ратная доблесть веков». Выставка несколько раз обновлялась, меняя свою форму и содержание, и действует до сих пор. В 2012 году по выставке было проведено 37 экскурсий для 725 посетителей. Отличительной особенностью экскурсий по данной выставке была возможность для посетителей подержать в руках экспонаты и одеть некоторые из них на себя. С января 2013 года параллельно «Ратной доблести веков» в соседнем выставочном зале Приказной палаты работали другие выставки исторической реконструкции. В общей сложности за 2013 год по выставкам исторической реконструкции в Приказной палате было проведено 82 экскурсии для 1422 посетителей. В 2014 году – 51 экскурсия для 944 посетителей. По нашему мнению данный спад объясняется следующими причинами:

  1. Специфика действовавшей в январе-июне 2014 года выставки «Орудия пыток средневековой Европы» не подходила для многих детских групп (категорически не подходит для младшей школы).
  2. Действующая с июля 2014 года выставка «Доспехи и вооружение Западной Европы XVI-XVII вв.» имеет схожую тематику с выставкой «Ратная доблесть веков».
  3. В 2014 году количество проведённых интерактивных культурно-образовательных программ выросло в 2,25 раза по сравнению с 2013 годом, что привело к реструктуризации потока групп. Изменение соотношения экскурсий и интерактивных программ прдолжалось и в последующие годы.

Хотя тенденция спада продолжалась в 2015 и 2016 годах, мы полагаем целесообразным продолжить работу выставки «Ратная доблесть веков», поскольку общее количество проведенных экскурсий по-прежнему остаётся выше 2012 года. Кроме того, выставку посещает множество индивидуальных посетителей. Тематика же выставки в другом выставочном зале, по нашему мнению, должна существенно отличаться от выставки «Ратная доблесть веков». Всего же с 2012 по 2016 год по выставкам исторической реконструкции было проведено 260 экскурсий для 3975 посетителей.

В целях повышения туристической привлекательности Приказной палаты и других объектов Псковского музея-заповедника в 2013 году сотрудниками отдела «Псковский кремль» были разработаны несколько интерактивных культурно-образовательных программ с элементами исторической реконструкции.

Первыми из них стали: программа «Старая крепость» и интерактивная экскурсия по кремлю «Великая крепость на Великой реке». В обеих программах ключевой фигурой становится сотрудник музея, одетый в стилизованный костюм стрельца XVII в. Кафтан и шапка были изготовлены по выкройкам, приведённым в специальном издании, созданном при поддержке Оргкомитета серии фестивалей «Времена и эпохи».[2] Сапоги предоставлены Тульским городским молодежным клубом исторической реконструкции и фехтования. Порты и нижняя рубаха изготовлены из домотканого этнографического льна авторами программы. Вооружение стрельца состоит из реконструкции сабли, макета бердыша и макета огнестрельного оружия.[3] Хотя облик стрельца и не является 100% исторической реконструкцией, костюм делает программу более «атмосферной» и вызывает интерес у экскурсантов.

Главной частью обеих программ является организация так называемого «боевого строя». Поскольку программы рассчитаны главным образом на детей, для формирования боевого строя в качестве оружия используются деревянные макеты. Отработка движений в строю, смена боевого порядка и перемещения строем производятся исходя из практического опыта тренировочных и соревновательных боёв, которые проводились клубами военно-исторической реконструкции. Отработка взаимодействия в строю способствует развитию чувства товарищества, осознанию сложности военной науки и формированию патриотизма.[4] Однако важнейшим фактором, обусловившим включение данного элемента в программу, является его развлекательная роль.

Различие между программами «Старая крепость» и интерактивной экскурсией по кремлю «Великая крепость на Великой реке» заключаются в том, что программа «Старая крепость» предполагает после «боевого построения» посещение смотровой площадки Власьевской башни и организацию «молодецких игр» спортивного характера. Интерактивная экскурсия по кремлю «Великая крепость на Великой реке» предполагает, помимо «боевого построения», весьма значительную лекционную часть, схожую с классической экскурсией по Кремлю. Кроме того, в ходе рассказа о Пскове XIV-XV веков экскурсантам предлагают поставить себя на место средневековых псковичей и выбрать наиболее достойного, по их мнению, кандидата на Псковский княжеский стол из числа двух-трёх добровольцев. Задача каждого «кандидата на княжение» – дать грамотные обещания завоевать симпатии «псковичей».

За неполный 2013 год было проведено 8 программ «Старая крепость» и 1 «Великая крепость на Великой реке». Уже в 2014 году эти показатели возросли до 27 и 5 соответственно. В 2015 году – 40 и 21 соответственно. В 2016 году количество «Старых крепостей» также продолжило увеличиваться, и выросло до 50 (с учётом 1 заявки на декабрь). Количество же интерактивных экскурсий по кремлю сократилось более чем вдвое сравнению с 2015 годом – до 10. Чем можно объяснить такой спад? Во-первых, необходимо во внимание рост количественных показателей по всем остальным интерактивным экскурсиям, в первую очередь, программы «Старая крепость». Во-вторых, в 2016 году частым явлением стало сочетание разных экскурсионных форм для разных категорий экскурсантов в рамках одной организованной группы туристов. Дети отправляются на «Старую крепость», а взрослые идут на классическую экскурсию по Кремлю.

Всего за рассматриваемый период было проведено 125 программ «Старая крепость» для 2982 экскурсантов и 37 интерактивных экскурсий по кремлю для 892 экскурсантов. Стоит отметить, что из всех разработанных отделом «Псковский Кремль» интерактивных культурно-образовательных программ «Старая крепость» пользуется наибольшим спросом. Мы полагаем, что этом можно объяснить следующими причинами:

  1. Умеренная цена – 2500 р. на группу до 25 человек; 3000 р. на группу от 25 до 50 человек. При этом посетители имеют возможность бесплатно подняться на смотровую площадку Власьевской башни.
  2. Наличие подвижных интерактивных составляющих, что особенно важно для детских групп.
  3. Относительная свежесть самой идеи непосредственного участия в «боевом построении» и игровом сражении с ведущим всей группы экскурсантов, обычно являющихся лишь зрителями.
  4. Наличие элементов исторической реконструкции в виде стрелецкого костюма на живом человеке способствует «погружению в эпоху».

Хотя территория Кремля и Довмонтова города имеет весьма большой потенциал для проведения самых разнообразных музейных мероприятий, открытое пространство является определённым минусом для организации интерактивных программ из-за непредсказуемости погодных условий. В связи с этим особую роль играют программы, которые проводятся в помещениях музея.

Первая из них – интерактивная программа «В палатах белокаменных». По сценарию программы группа экскурсантов, встречается сотрудником музея, одетым в реконструкцию костюма стрельца XVII в. Сотрудник проводит экскурсантов на крепостную стену, где рассказывает об особенностях стрелецкой службы. После этого группа отправляется на крыльцо Приказной палаты, где их знакомят со службой подьячих. Далее в Палате подьячих экскурсанты становятся зрителями театрализованного представления, иллюстрирующего две несколько нестандартных ситуации подачи челобитных подьячему судного стола. Тексты челобитных воссозданы по реальным образцам.[5] Для того, чтобы разнообразить и «оживить» программу, в неё была внесена фольклорная часть, в проведении которой задействованы фольклористы из коллектива «Коляда». Они поют величальные песни и организуют для зрителей игры по этнографическим материалам Псковской области. Хотя данная часть программы и не может в достаточной степени соответствовать историческим реалиям обыгрываемого периода, она необходима для повышения популярности программы.

Что касается спроса, то первые две программы были проведены осенью 2013 года. В 2014 году было проведено уже 6 программ, в 2015 г. – 9, в 2016 г. – 17 программ (с учётом 2 имеющихся заявок на декабрь). Количество же экскурсантов за 3 года выросло почти в 3 раза: со 139 человек в 2014 году до 399 человек в 2016 году. Всего за весь рассматриваемый период было проведено 34 программы для 834 посетителей. Высокие темпы роста спроса на данную программу позволяют сделать вывод о её перспективности. Меньший же общий уровень спроса на данную программу может быть вызван, по нашему мнению, следующими факторами:

  1. Более высокая стоимость (4000-5000 рублей в зависимости от размера группы).
  2. Программа рассчитана главным образом на взрослые и смешанные группы, хотя подходит и для групп учащихся средних и старших классов.
  3. Большая зависимость от кадрового состава организаторов программы (в программе задействованы 4 человека, 1-2 из которых не являются сотрудниками музея).

Рассмотренные выше интерактивные культурно-образовательные программы пользуются хорошим спросом, позволяют расширить ассортимент услуг музея и повысить туристическую привлекательность Псковского кремля и Пскова в целом. Однако, нужно сказать, что они содержат в себе лишь отдельные элементы исторической реконструкции и для повышения качества музейного продукта нуждаются в ряде существенных доработок. Собственно, же к процессу исторической реконструкции, как процессу изучения истории они имеют весьма отдалённое отношение. Из всех программ, содержащих в себе историческую реконструкцию, наиболее близкой к сути данного явления стала программа «Псковская модница XIV века», которая родилась благодаря появлению в рядах сотрудников отдела «Псковский кремль» увлекавшейся исторической реконструкцией Екатерины Фатеевой. Программа знакомит посетителей с народными ремёслами и демонстрирует костюм и украшения Руси XIV века. Сотрудница музея в реконструкции костюма XIV века рассказывает и показывает его элементы. Кроме того, она рассказывает о цикле производства льняных и шерстяных вещей, особенностях натурального крашения тканей, изготовления ювелирных украшений, демонстрирует процессы прядения шерстяной нити и ткачества на реконструированных инструментах.[6] Главной особенностью данной программы является возможность непосредственного участия экскурсантов в процессе ткачества, вязания или плетения с использованием аутентичных инструментов. На наш взгляд, это обстоятельство делает эту программу наиболее ценной с точки зрения просветительской миссии музея.

Из всех разработанных интерактивных культурно-образовательных программ в 2013 году «Псковская модница XIV века» имела самый высокий количественный показатель – 9 программ (137 человек). Но, к сожалению, в связи с уходом из музея в 2014 году Екатерины Фатеевой данная программы была проведена всего 7 раз (за первые 5 месяцев 2014 года). При этом количество экскурсантов оказалось даже выше, чем в 2013 году – 157 человек.

В настоящий момент отделом «Псковский кремль» ведётся работа по возобновлению данной программы, но с изменённой спецификой. Приобретён новый комплект костюма и реконструкции ювелирных украшений Псковского края XI в. Статистика пока не позволяет сделать однозначных выводов о перспективах коммерческой успешности данной программы, но учитывая качественный уровень используемых в программе предметов и её более тесную связь с исторической реконструкцией, как методом познания прошлого, мы полагаем необходимым направить усилия музея на её возобновление.

Таким образом, за период с июня 2013 года по декабрь 2016 года (с учётом имеющихся на данный момент заявок) было проведено 213 интерактивных культурно-образовательных программ для 5032 экскурсантов. Наибольшее количество приходится на весенний и осенний сезон, преимущественно на май и октябрь: в среднем за период 2013-2016 гг. в мае более 10 программ для 269 экскурсантов, в октябре более 9 программ для 225 экскурсантов. Наименьшее приходится на январь-февраль и июнь-июль. Что касается экскурсий по выставкам ИР, то наибольшее их количество приходится на февраль-март и ноябрь. Наименьшее количество экскурсий по выставкам ИР приходится на январь и три летних месяца. Такая динамика положительно сказывается на спросе на музейные услуги в периоды с относительно низкой посещаемостью.

Рост количества проведённых интерактивных культурно-образовательных программ и количества экскурсантов свидетельствует о растущем спросе на данный вид музейного продукта и хороших перспективах его реализации. Опыт отдела «Псковский кремль» показывает, что спрос в большей степени растёт на программы, содержащие в себе подвижные игровые элементы. В связи с этим историческая реконструкция в таких программах играет особо важную роль именно как элемент образовательный. Также стоит отметить, что специфика объектов Псковского кремля задаёт определённую тематику культурно-образовательных программ и, в некоторой степени, экспозиционно-выставочной деятельности. С одной стороны, это даёт определённые возможности, но с другой стороны ограничивает тематику программ и выставок.

Проведение культурно-образовательных программ и интерактивных экскурсий по выставкам исторической реконструкции способствует более эффективному выполнению культурно-просветительской миссии музея, росту собственных доходов и повышению туристической привлекательности Пскова в целом. За 2016 год приблизительный доход только от интерактивных культурно-образовательных программ с элементами исторической реконструкции составил более 200 000 рублей. Однако, оценка экономической эффективности таких программ и экскурсий может служить предметом отдельного исследования.

 Подлинев Н.С.

 Старший научный сотрудник,

 Псковский музей-заповедник

 

 

[1] Коваль Р.А., Колпаков М.Ю., Подлинев Н.С. Историческая реконструкция и детские образовательные программы в современном музее. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Музей и дети». Псковский государственный университет; Автономная некоммерческая организация «Пушкинский образовательный Центр». 2016. С.42-44.

[2] http://historyfest.ru/2012/data/manuals/russky_kostyum.pdf

[3] Власов Д. А. К вопросу о происхождении и бытовании бердышей в России XVII века // История военного дела: исследования и источники. – 2012. – Т. II. С. 456-478

[4] Коваль Р.А., Колпаков М.Ю., Подлинев Н.С. Историческая реконструкция и детские образовательные программы в современном музее. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Музей и дети». Псковский государственный университет; Автономная некоммерческая организация «Пушкинский образовательный Центр». 2016 С.46-48.

[5] Памятники деловой письменности XVII века. Владимирский край. / Под ред. С.И. Коткова – М.: Наука. 1984. – 368 с.

[6] Коваль Р.А., Колпаков М.Ю., Подлинев Н.С. Историческая реконструкция и детские образовательные программы в современном музее. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Музей и дети». Псковский государственный университет; Автономная некоммерческая организация «Пушкинский образовательный Центр». 2016. С.49



 
 
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Календарь событий



Портал Культура.РФ

Гостевой дом (гостиница) «У Покровки». Винтажный отдых в Пскове










Карта посещений
Visitor Map
Создайте собственную карту посещений!