К вопросу атрибуции парадной алебарды из собрания Псковского музея-заповедника



В постоянной экспозиции Псковского музея-заповедника: «1100-летний Псков в Истории России» на фоне других предметов вооружения выделяется парадная алебарда с чёрным восьмигранным древком, украшенная гравированным орнаментом. Алебарда – рубяще-колющее древковое холодное оружие, представляющее собой соединение топора с копьём, где топор располагается между тульей и пером и часто бывает двусторонним. Иногда на обухе топора имеются крючья для стаскивания противника с седла. Алебарда использовалась как боевое и парадное оружие1. Её происхождение не совсем ясно, существует лишь запись в Книге поступлений от 3 октября 1960 года, согласно которой министерство культуры передало данную алебарду на постоянное хранение из фондов Государственного Эрмитажа в Псковский музей-заповедник. Полноценная атрибуция предмета не проводилась.

Мне хотелось бы дополнить и расширить сведения о данном экспонате. Начнем с осмотра предмета. Алебарда представляет собой двусторонний топор с копьём. Одна из сторон топора имеет неправильную форму, напоминающую фигурную скобку. На копье железка, с обеих сторон выгравировано изображение одноглавого орла, голова которого обращена вправо, над орлиной головой помещена корона. В когтях птица держит скипетр и державу. На груди орла читается вензель латинскими буквами «FR». В центре топора на фоне точечного орнамента также изображен одноглавый орёл, помещённый в круг. Снизу в круге размещён лавровый венок, вверху надпись на латыни: «SUUM CUI QUE». От круга отходят лучи. Лезвия топора украшены растительным орнаментом. Гравированные изображения покрыты чернью, значительная часть которой утрачена. На конце древко отпилено и заточено, что мешает установить первоначальную длину древка. Длина древка у большинства алебард достигала 2-3-х метров. Многогранная форма древка позволяет предположить, что оно оригинальное2. Изображение орла на алебарде указывает на «прусский след». Истоки появления данной птицы в качестве символа уводят нас в Х век, тогда орёл был эмблемой прусских дружинников, далее чёрный орёл становится одним из символов Тевтонского ордена. При секуляризации ордена в 1525 году, орёл становиться гербом Прусского герцогства, однако буквы «FR» на нём появились лишь в 1701 году и связаны с именем Фридриха I3. Обратим внимание на надпись: «SUUM. CUI. QUE». Эти слова являются девизом и символом знака Ордена Чёрного орла, учрежденным королём Фридрихом I, за день до коронации в 1701 году4. Орден состоял из светло-синего восьмиконечного креста с четырьмя чёрными орлами в углах и шифром FR посередине щита (носился этот крест на широкой оранжевой ленте через плечо или на золотой цепи) и восьмиконечной серебряной звезды с Чёрным орлом на оранжевом поле и девизом «SUUM CUI QUE» .Девиз был позаимствован королём из античной культуры, в переводе с латыни он означает: «Каждому своё». Разработкой внешнего вида награды занимался коренной житель Кёнигсберга Хорст Дюринг. Кавалеры Ордена удостаивались и особой одежды. Им полагалась алая мантия, подбитая муаровой тканью лазурного оттенка. На шее мантия стягивалась витыми золочёными шнурами. Для того, чтобы повысить престиж ордена, было объявлено: его гроссмейстером является сам король, сыновья короля становятся кавалерами ордена уже при рождении, всего же число кавалеров не должно превышать тридцати, хотя впоследствии, ограничение численности единовременных кавалеров ордена было отменено и со временем количество членов ордена было расширенно. В него даже были включены наши соотечественники – Михаил Илларионович Кутузов, Александр I, генерал Алексей Петрович Ермолов, Александр Васильевич Суворов и др.

Фридрих I родился в Кёнигсберге 11 июля 1657 года. Он был вторым сыном курфюрста Бранденбургского Фридриха Вильгельма. Фридрих рос болезненным и с детства имел тягу к роскоши и дворцовым церемониям. По причине смерти старшего брата, Карла-Эмиля в 1674 году, после кончины отца в 1688 году стал курфюрстом Бранденбургским, под именем Фридриха III. Во внешней политике он придерживался союза с Веной. Несмотря на это, он, совместно с императором Священной Римской империи Леопольдом I, участвовал в войнах против короля Франции Людовика XIV, когда пришел на помощь императору с 20-тысячным войском. Последнему удалось отнять у французов Бонн и Рейнберген. Так же Фридрих оказал помощь Леопольду I и в борьбе против Турции. Тесные связи Фридрих имел и с Вильгельмом Оранским, он поддерживал его в притязаниях на английский престол. В годы своего правления он увеличил свои владения и армию на 9000 человек. В 1697 году Фридрих приобрел от курфюрста Августа II Саксонского Кведлинбург и Нордхаузен. В тот же период Фридрих демонстрировал серьёзные успехи и во внутренней политике. Много было сделано для развития просвещения: в 1694 году. в Галле был основан университет, в 1695 году учреждена Берлинская Академия живописи, а в 1700 году объявлено о создании Берлинской Академии наук. По одной из версий, Фридрих способствовал развитию искусства дабы подражать Людовику XIV, по другой - это было следствием влияния его супруги Софии Шарлотты. Фридрих покровительствовал притоку в Пруссию гугенотов, что способствовало развитию промышленности. Однако важнейшим событием правления Фридриха стало приобретение им королевского титула. Поскольку курфюрст Саксонский Фридрих Август стал королем Польши, а курфюрст Ганноверский Георг, судя по всему, должен был стать преемником королевы Анны на английском троне, Фридрих не желал оставаться в стороне от других монархов. В герцогстве Прусском - суверенном владении Гогенцоллернов, находившемся за пределами Священной Римской империи, у него была возможность закрепить за собой статус короля и без согласия императора. Но так как Леопольд искал союза с Бранденбургом по причине надвигавшейся войны за Испанское наследство (1701–1713), он дал согласие признать за Фридрихом королевское достоинство, и в ноябре 1700 Фридрих вступил в союз с Австрией. В ходе пышной церемонии, устроенной в Кёнигсберге 18 января 1701, Фридрих короновал себя и супругу Софию Шарлотту, что должно было подчеркнуть независимость его трона от любой светской или церковной власти. Таким образом, он стал королем Пруссии, сохраняя при этом статус курфюрста Бранденбургского. С обретением королевского титула стремление к славе и пышному убранству у Фридриха только возросло. Однако перемена в титуле не означала того, что теперь политический центр переместился из Бранденбурга в Пруссию: столицей и королевской резиденцией продолжал оставаться Берлин, а не Кёнигсберг. Помимо войны за испанское наследство, Фридрих участвовал в Северной войне. Участие сразу в двух столь значительных военных кампаниях потребовало новых налогов и еще более усилило бедственное положение народа. Тем временем затраты двора всё возрастали, а Пруссия была слишком бедна, чтобы нести это бремя и одновременно содержать большую постоянную армию. Фридрих не дождался окончания войн и не увидел результатов мирных соглашений. Он умер 25 февраля 1713 г. Его сын Фридрих Вильгельм I, по Утрехтскому мирному договору от 11 апреля 1713 г., получил испанскую часть Верхнего Гельдерна (Испанские Нидерланды) и княжество Невшатель(Швейцария) в качестве вознаграждения за помощь в Войне за испанское наследство.

Вернёмся, однако же, к самой алебарде. Необходимо сузить временные рамки бытования данного предмета. По всей видимости, подобного рода алебарды использовались исключительно для проведения различных церемоний при дворе Фридриха I, так как в XVIII столетии они потеряли уже всякое военное значение. В качестве караула для различных торжеств в эпоху первого прусского короля использовались наёмные швейцарские гвардейцы. Швейцарские наёмные войска на иностранной службе появляются уже в конце XIV века и широко используются в различных государствах Европы в XV-XIX веках. В том числе швейцарские наемники находились на службе курфюрстов Бранденбургских и во времена короля Пруссии Фридриха I. После смерти монарха в 1713 году, Бранденбургская гвардия швейцарских наёмников была упразднена. Следовательно, исследуемая алебарда должна была быть изготовлена в интервале между 1701 и 1713 годами5. Отмечу, что сохранился ряд изображений алебард данного типа в период их бытования. К примеру, их можно видеть на гравюре XVIII века, изображающую коронацию короля Фридриха I прусского, а также в скульптурном изображении швейцарского гвардейца из Государственных художественных собраний Дрездена6. Кроме того, на современных интернет ресурсах можно увидеть несколько изображений аналогичной алебарды.

В стадии изучения находится вопрос поступления предмета в коллекцию Государственного Эрмитажа. Возможно, алебарда попала в музей в качестве трофея или экспоната, обнаруженного поисковиками или учёными после взятия Кёнигсберга советскими войсками в 1944, или же она стала трофеем русских войск во время Семилетней войны.

Таким образом, в ходе исследования удалось установить, что алебарда принадлежала швейцарскому гвардейцу, служившему при дворе Фридриха I в период 1701-1713 годов.

__________________________

1 Трубников Б. Г. Холодное оружие: справочник//Борис Трубников. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора; НРК, 2004., С 8.

2 Винклер П. П. Оружие: руководство к истории, описанию изображению ручного оружия с древнейших времён до начала. XIX века,/ Винклер Павел Павлович Фон. Реп-ринт. Изд 1894 г.. – М.: 1992 г., С. 116

3 В.И. Кулаков. «Альманах Марс». Академия русской символики. №1 1997 г. http://www.geraldika.org/01_1997_04.htm

4 Erast Schubersky und Peter Sauerwald: Der Hohe Orden vom Schwarzen Adler. Stiftung und Verleihungen unter König Friedrich I. in Preußen 1701–1713. In: Preußen 1701. Eine europäische Geschichte. Band 2: Essays. Henschel, Berlin 2001

5 Teutshes Hof-Recht: In zwolf Buchern? Bind 2 https://books.google.dk/books?id=ldtKAAAAcAAJ&pg=PA746&lpg=PA746&dq=Orden+des+schwarzen+Adlers&source=bl&ots=6EmGjcvPAe&sig=iVYLW17p_fY-f_f6kMzBDRvWikM&hl=da&sa=X&ved=0ahUKEwj7q5CL0cHQAhUqIsAKHTwRCBY4ChDoAQhVMAk#v=onepage&q=Orden%20des%20schwarzen%20Adlers&f=false

6 https://it.pinterest.com/pin/342273640402340532/

 

Матюхин О.А.

Научный сотрудник,

Псковский музей-заповедник




 
 
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Календарь событий





Портал Культура.РФ

Гостевой дом (гостиница) «У Покровки». Винтажный отдых в Пскове










Карта посещений
Visitor Map
Создайте собственную карту посещений!