Детские образовательные программы Псковского музея как способ художественно-эстетического развития младших школьников



С точки зрения педагогики, художественно-эстетическое развитие предполагает с одной стороны развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, с другой стороны - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира и искусства, и создавать ее. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в познании окружающего мира, в развитии чувств, взглядов и убеждений, в формировании нравственности, оказывая непосредственное влияние на личностное развитие человека и его деятельность.

Музей - это особая образовательная среда. Музейные экспозиции являются своеобразным, специально организованным эстетичным пространством, которое уже само по себе эмоционально воздействует на человека. Непосредственный контакт с музейной средой и музейным предметом способствует формированию исторической сознательности человека, его связи с прошлым и будущим, и представляется чрезвычайно важным в реалиях сегодняшнего дня, в условиях, когда Интернет (виртуальная жизнь) во многом определяют художественно-культурный контекст жизни современного ребенка. Но одного только погружения в такую среду недостаточно для художественно-эстетического развития ребенка. Мир культуры и искусства ребенок учится постигать с помощью взрослых – родителей, учителя, а в музее - музейного педагога.

Музеи активно разрабатывают и реализуют целые абонементы музейных занятий или отдельные культурно-образовательные программы, направленные на художественно-эстетическое развитие детей. Такой опыт есть и у Псковского музея.

Целью настоящего сообщения является обзор возможностей и обобщение опыта проведения культурно-образовательных программ Псковского музея, направленных на художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста. Рассматриваемые ниже музейные занятия и программы проводятся в Приказной палате и в картинной галерее Псковского музея, рассчитаны на аудиторию младших школьников и разработаны с учетом психолого-возрастных особенностей детей.

О чем расскажет изразец?

Занятие проводится в основной экспозиции Приказной палаты. В центре занятия - музейный предмет – изразец. Занятие начинается с предварительной беседы о том, для чего человек приходит в музей, каким образом в музее появляются экспонаты? От фрагмента изразца, обнаруженного археологами к изразцовым печам, восстановленным в экспозиции – в ходе диалога между музейным педагогом и детьми обсуждаются разнообразие форм изразцов, орнаментов, мотивов, цветовых сочетаний, процесс производства, истоки вдохновения мастера. Красота предмета, символика образов, через которые раскрывается отношение человека к природе, его знания об окружающем мире, заимствованные образы, мифы, легенды, восприятие изразцов современниками - все эти вопросы являются основой диалога между участниками и музейным педагогом. Художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию собственных художественно-творческих возможностей. В конце занятия ребята выполняют творческое задание – «создают» свою собственную изразцовую печку (выбирая сюжет изразца, цветовою гамму, при желании дополняя изразец орнаментом). Таким образом, в ходе музейного занятия дети получают представление об изразцовом искусстве XVII столетия, знакомятся с ним с точки зрения техники и исполнительского мастерства, внимательно изучают образы и мотивы, приоткрывающие мифы, легенды, мечты, историческую действительность прошлого – художественную память веков и реализуют полученные впечатления в самостоятельной творческой работе.

Как подьячий Ефимка службу правил в Приказной палате:

Музейно-образовательная программа была разработана в 2015 году с целью раскрыть сложную тему административного управления Псковской земли и значение одного из интереснейших памятников города через понятный младшим школьникам предметный мир эпохи. Форма работы – игра, воображаемое «путешествие в прошлое»; занятие проводится в форме диалога между детьми и музейным педагогом (вопросно-ответная система), с включением элементов театрализации - использованием куклы – подьячего Приказной палаты. Таким образом, рассказ о части предметов и событий ведется от первого лица, современника описываемых явлений. Перемещаясь вместе с группой по экспозиции, главный герой программы, подьячий Ефимка рассказывает о своей службе, о назначении и особенностях предметов (разнообразные виды сундуков, паникадило, светцы, изразцы). В ходе программы внимание детей акцентируется не только на назначении, но и на красоте, эстетической ценности интерьера и конкретных предметов (резные спинки кресел, ажурная оковка сундуков, инкрустированные столешницы, росписи крышек сундуков, слюдяные ставки в ларцы). Внимательное рассматривание предметов, совместное обсуждение их особенностей, деталей декора способствует развитию умения увидеть и оценить красивое. В заключение программы, участникам предлагается попробовать «ощутить» себя чиновниками Приказной палаты и попробовать написать свое имя чернилами и пером. Дети с большим удовольствием и интересом выводят буквы, старательно копируют буквы скорописью (опираясь на предложенный дидактический материал), отмечая сложность и одновременно красоту почерка, радуясь удачно проведенным штрихам, росчеркам, отмечая его декоративность.

 «Познакомимся с портретом», «Путешествие в мир пейзажа», «В мастерской художника». В 2012 году на музейном методическом совете были защищены три занятия, входившие в состав абонемента «Первые шаги в искусство». В ходе занятий, рассчитанных на младших школьников, предполагалось не только дать представления о жанрах изобразительного искусства, о языке изобразительного искусства, о судьбе выдающихся русских художников и их произведениях, но, главным образом, создать комфортную обстановку и условия для беседы об искусстве. Т.е. акцент ставился не только на фактический материал, но на возможность высказать свою собственную точку зрения, обменяться мнениями по поводу произведений искусства. Заинтересовать, побудить к размышлениям, сравнить предложенную ситуацию со своим жизненным опытом, учиться быть внимательным зрителем, «задавать вопросы» картине и получать удовольствие от общения с искусством – вот те задачи, которые ставились во главу угла. Одно из занятий («В мастерского художника») призвано было совершить путешествие в мастерскую художника, задуматься над тем, как с помощью привычных кистей, красок, листа бумаги или холста рождается произведение. Помимо инструментов, которыми работает художник, разговор шел об этюдах, зарисовках, набросках, на основе которых писались, например, сюжетные картины; о свойствах красок, о тех возможностях, которые они дают художнику. Соотнесение собственного творческого опыта с опытом великих мастеров, возможности, которые дают те или иные материалы, разнообразие техник – явились важными составляющими занятия и побуждали детей к творческой деятельности.

Мир русской усадьбы

Тема дворянской культуры через уникальное явление – дворянскую усадьбу, представляется важной и необходимой для понимания русской истории и русской культуры. Знакомство с данной темой в музее, «разговор через подлинники» (в первую очередь, через произведения живописи, представленные в картинной галерее Псковского музея) является перспективным.

Занятие проводится в форме воображаемого путешествия в русскую дворянскую усадьбу. Попытка взглянуть на феномен русской культуры – дворянскую усадьбу глазами ребенка, ровесника участников программы (через детский портрет) – живущего в усадьбе, попытаться представить, в какой атмосфере, среди каких предметов, при каком укладе, особенностях воспитания и образования росли дети того времени, поставить себя на их место. Формат общения между детьми и музейным педагогом – диалог, обмен мнениями, постановка и совместный поиск решений проблемных вопросов. Принцип работы – от конкретного произведения к явлению в целом. Произведения живописи рассматриваются с одной стороны, как источники, запечатлевшие дворянскую усадьбу и ее обитателей, с другой стороны, как высокохудожественные произведения, некогда украшавшие интерьеры дворянских домов и сегодня являющиеся основой музейных коллекций. В предлагаемой программе в качестве важного дополнения к раскрытию темы могут использоваться (и используются) произведения русской литературы, уже известные участникам программы (например, стихи А.С. Пушкина), отрывки из мемуаров или воспоминаний. Немаловажным для раскрытия темы является акцент на систему воспитания людей той эпохи, не только внешняя сторона – этикет, но и основополагающие принципы воспитания (служение государству, неравнодушие и участие в судьбе Отечества, мысль о том, что данную правом рождения привилегию нужно еще оправдать). Так, в ходе занятия появляется возможность коснуться темы нравственных ориентиров и идеалов людей определенной эпохи.

Таким образом:

  • Среди многочисленных и разнообразных культурно-образовательных программ Псковского музея, разработаны и реализуются программы, направленные в первую очередь на художественно-эстетическое развитие маленьких посетителей музея; через знакомство с искусством безвестных народных мастеров или выдающихся профессиональных художников закладываются основы эстетического восприятия, эстетических чувств и переживаний, что, в свою очередь, содействует развитию эстетических потребностей;
  • Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев дети довольно быстро включаются в предложенную ситуацию, активно взаимодействуют с музейным педагогом, размышляют, рассуждают, высказываются, делятся собственными впечатлениями, соотнося их с собственным жизненным опытом. Атмосфера личностно-смыслового, заинтересованного общения с аудиторией является условием непосредственного восприятия, оценки и творческой интерпретации произведений искусства. Через живой диалог на предмет искусства внутренний мир ребенка обогащается разнообразием эмоциональных состояний, заложенных в произведениях искусства.
  • Музей обладает исключительным потенциалом способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, вводя их посредством образовательных программ в огромный мир искусства, которое в свою очередь может быть действенным средством познания окружающей действительности, личностного развития и нравственного совершенствования.

Кушакова Н.В.

Cтарший научный сотрудник,

Псковский музей-заповедник

 



 
 
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Календарь событий



Портал Культура.РФ

Гостевой дом (гостиница) «У Покровки». Винтажный отдых в Пскове










Карта посещений
Visitor Map
Создайте собственную карту посещений!